Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Роль родителей в образовании детей

30.12.2021 Обновлено 24.12.2021 2347
Михаил Истомин
Клинический психолог, наставник и тренер Программ развития подростков MAXIMUM Education

Как бы не хотелось полностью встать на сторону детей и подростков и сказать, что они абсолютно самостоятельны в своем обучении — сделать это будет неправильно. Хотят они того или нет, родители накладывают отпечаток на осознанные и неосознанные характеристики обучения своего ребенка. Роль родителя в образовании детей можно грубо разделить на две категории — пассивное и активное влияние. Разбираемся в каждом виде.

В этой статье:

Пассивная роль родителя в образовании детейАктивная роль родителя в обучении
роль родителей в образовании детей
Роль родителей в образовании детей

Пассивная роль родителя в образовании детей

Под пассивной ролью я имею в виду неосознанное (или частично осознанное) влияние на учебную позицию, мотивацию ребенка, привычки в выстраивании учебного процесса, положение в школьном социуме и т.д. На все это родитель влияет вне зависимости от степени осознанности.

Родительский пример

Дети на протяжении всей жизни в своем поведении с большей или меньшей очевидностью ориентируются на своих родителей. Например, ребенок, который вырос в семье, где все всегда были и остаются трудягами, может увидеть, что людям комфортно в таком режиме, и перенять стратегию. Причем в данном случае неважно, что говорят в семье о подход к труду, потому что эмоции взрослых в течение и после работы говорят детям гораздо больше. Однако обратная зависимость тоже имеет место: если после работы родители приходят уставшие и злые, вероятность, что ребенок решит минимизировать свою активность в учебной деятельности растет.

Родительская оценка

Второй часто неосознанный, но от этого не менее важный вклад в поведение ребенка вносят реакции родителей на его успехи и неудачи. Наша эмоциональная и психическая жизнь течет непрерывно, поэтому мы не способны отследить все эмоциональные реакции и мимические проявления, которые вызывают у нас те или иные стимулы. Однако люди, которым это важно, замечают эти сигналы. 

Представьте ситуацию: ребенок приходит из школы, гордый от того, что получил первую пятерку по новой теме, которая никак ему не поддавалась. Он бежит к маме, когда та возвращается с работы, чтобы похвастаться, а она даже не вслушивается в то, что говорит сын, потому что ей нужно решить еще ряд деловых вопросов, и просто «гмыкает». Нет, ребенок получал пятерку не для нее, но ему было важно почувствовать поддержку матери, чтобы восполнить силы двигаться дальше. И нет, мать не плохая, потому что должным образом не отреагировала на успех сына, но обстоятельства сложились именно так.

Детям труднее делать нелюбимые занятия без собственной мотивации, чем взрослым. Учеба в большей или меньшей степени относится именно к нелюбимым, во всяком случае потому, что ребенок ее не выбирал. Трудиться, потому что на примере родителей видно, что это полезно и интересно, или потому, что внутри семьи делят радость за твои успехи — проще.

Мотивация ребенка также сильно зависит от того, нравится ли ему изучать те или иные предметы. Как правило, чем увлекательнее тема, тем интереснее ей заниматься: тогда и оценки хорошие, и усталости меньше, и настроение лучше. Замечательнее всего то, что это увлечение вполне можно превратить в профессию. Получив образование по направлению, которое ему нравится, ребенок и найдет себя, и обретет гармонию в жизни.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, предложите ребенку бесплатный тест по профориентации. С помощью нашего теста он узнает сферы, в которых ему будет комфортно развиваться, а также получит список из 3 наиболее перспективных для него профессий. Приятный бонус: еще мы расскажем, в каких вузах и колледжах эти профессии можно получить и какие экзамены для этого надо сдать.

Активная роль родителя в обучении

Под активной ролью я имею в виду осознанные целенаправленные действия родителей для регуляции и поддержки процесса обучения своего ребенка. Спектр возможных действий широк и более очевиден, чем в случае с пассивным вкладом. 

Кнут и пряник

Самое простое и идущее сквозь историю развития человечества средство — активный контроль «кнутом и пряником». Система поощрений и наказаний строится на основании ценностей и воззрений самого родителя.

И единственное, что тут можно рекомендовать — как и во всем, постараться увидеть учебную ситуацию глазами самого ребенка. Вдруг «двойка» по математике случилась и правда не из-за компьютера? 

Помочь захотеть

Перейдем ко второму варианту участия родителя — мотивации на учебный процесс. Причем, как правило, мотивировать ребенка на учебу в школе приходится не только перед первым классом, но и в периоды учебных кризисов.

Учиться ради того, чтобы учиться хотят только младшие школьники (и то, только в идеальном мире). Учебная мотивация — хрупкая структура, и ярче всего ее падение видно со вступлением ребенка в подростковый возраст. Главной задачей в жизни становится общение со сверстниками, и учеба у многих отходит на второй план.

Здесь придется подключать весь свой жизненный опыт и мастерство коммуникации с ребенком, чтобы поддержать его на этом этапе. Задача родителя — помочь понять «зачем мне учиться?». Почему подростку может быть полезно учиться? Может быть, он найдет интерес в определенной группе сверстников? Например, какая-то секция или кружок по интересам, где могли бы удовлетвориться все потребности в общении, но и ловко присоединилась бы учеба?

Пирамида потребностей

Не стоит забывать и про самое очевидное — чтобы была актуальная такая сложная и поздняя потребность как получение знаний, все базовые потребности должны быть удовлетворены. Ребенок должен иметь:

  • крышу над головой;
  • средства для того, чтобы оставаться сытым (карманные деньги, возможность поесть дома и т.д., кому что удобнее);
  • безопасное пространство в Доме, куда он может прийти из внешнего небезопасного мира и почувствовать безусловную поддержку семьи.

Кроме того, на некоторых этапах школьного обучения ребенку может потребоваться репетитор или поддержка родителя в освоении школьной программы. Все эти материальные блага входят в роль родителя.

Иногда без репетиторов действительно не обойтись. Когда у ребенка начинаются проблемы с оценками, например, или его ждут важные экзамены в конце 9 или 11 класса, дополнительные курсы подготовки незаменимы. На них ребенок получит недостающие знания, закроет пробелы, подготовится к важным письменным работам, разберется в особенностях экзаменов. Если вы ищете подходящие курсы для вашего ребенка, воспользуйтесь одной из наших бесплатных консультаций. Исходя из ваших интересов и пожеланий, мы подберем для вас и вашего ребенка тот курс, который подойдет именно ему: выбор профессии, подготовка к государственным экзаменам, повышение знаний и многое другое.

Не стоит недооценивать роль родителя в школьном обучении, потому что и так многое в нашей жизни остается без внимания. К счастью, это не значит, что нужно следить за каждым своим шагом, это не шахматы. Тем не менее стоит оставаться открытым к вопросам, честно делиться своим опытом, когда это уместно, и, как и всегда, оставаться другом для своего ребенка

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments