Подростковый возраст — время больших перемен. Приближающиеся экзамены, поступление в вуз, выбор профессии, а еще личные увлечения, отношения с семьей и друзьями… И за всем нужно успевать! Часто это сопровождается бурной эмоциональной реакцией. Конечно, родитель хочет поддержать ребенка в этот непростой период. Какие же эмоции испытывает ребенок? Как родитель может помочь справляться с ними и себе, ему? Эмоции подростка — вот тема, о которой мы поговорим в этой статье.
Понимать эмоции подростка важно и для образования. Необходимая часть грамотной подготовки к экзаменам — работа с психологической составляющей. Понимание эмоций подростка, которые сопровождают его в старшей школе, самим подростком, его родителем и учителем, существенно облегчают непростой путь к поступлению.
В этой статье я буду говорить про эмоции подростков, опираясь на свой 7-летний преподавательский опыт. За эти годы через мои онлайн- и офлайн-классы прошло около 500 человек, поэтому я постараюсь раскрыть тему на конкретных примерах.
Самое важное, что нужно помнить — это особенности переходного возраста, в том числе и в контексте эмоций. Подростки часто испытывают преувеличенные эмоции — гиперболизируют их. Так, тройка за контрольную может стать поводом для неуверенности во всех своих знаниях. Если ребенок допустит ошибку в пробном ЕГЭ, он может испугаться сдавать экзамен в целом.
Какие же эмоции и чувства сопровождают подростков на этапе окончания школы? И как родители и другие значимые взрослые, в том числе учителя, могут подростку помочь?
В статье мы разберем несколько эмоций (а также чувств и состояний): страх, неуверенность в себе, увлеченность и радость.
Страх
Подростки боятся сдавать экзамены, не справиться с конкуренцией на этапе поступления или завалить творческое испытание. Особенно этот страх прогрессирует за 1-2 месяца до экзамена.
Что можно сделать с этим страхом родителю?
- Убедиться, что у подростка есть все необходимые инструменты для подготовки: он знает, что необходимо делать, как проверять свои знания, как решать конкретные задания и как избегать ошибок. Если есть система подготовки — легче справиться с иррациональным страхом. Посмотрев на уже изученный материал, можно убедить себя в том, что все под контролем.
- Помочь подростку справляться со стрессом. На наших курсах за месяц для экзамена мы проводим семинар по борьбе со стрессом. Мы рассказываем, как проявляется стресс, как правильно справляться со стрессом и как это делать неверно. Возможно, подростку требуется помощь психолога, коуча или репетитора, чтобы проговорить свой стресс. Родитель может помочь с поиском специалиста.
- Отвлекать подростка от учебы (хотя бы иногда). Да-да, вы не ослышались. Некоторые ребята могут из-за страха так плотно уходить в учебу, что забывают об отдыхе и увлечениях, что еще больше провоцирует тревожность и даже панику. Напоминайте, что важно отдыхать! Предлагайте сходить куда-нибудь или перенести занятие, если нет сил на нем присутствовать.
Неуверенность
По сути неуверенность — это проявление страха. Поэтому здесь подойдут рекомендации 1 и 2, о которых я рассказала выше: создать систему и помочь справиться со стрессом. Дополнительно я бы порекомендовала такое упражнение.
Предложите подростку выписать свои достижения. Это могут быть достижения любого масштаба — от хорошей оценки по сложному предмету до победы на олимпиаде.
Пусть ребенок регулярно дописывает свои достижения. Просто перечитывая список, можно научиться принимать их, повышая уверенность в своих знаниях и в себе в целом.
Увлеченность
Конечно, подростки испытывают и позитивные эмоции. Здесь у меня есть несколько живых примеров, как помочь подростку заинтересоваться учебой.
Один из моих самых любимых кейсов – подросток, который совсем не любил учиться и не делал домашние заданияю Он регулярно получал плохие оценки. Родители обратились в программу профориентации «Система Выбор» с надеждой, что найдя профессию по душе, мальчик будет более серьезно относиться к учебе. И это сработало!
Мы выбрали профессию инженера. Для подготовки к поступлению важно было обратить внимание на математику, физику и информатику. И подросток серьезно взялся за дело. Мы начали с этих предметов, но потом родители поделились, что в целом успеваемость улучшилась. Впечатляет!
Когда подросток видит какую-то цель за своими ежедневными занятиями и сдачей экзамена, ему намного интереснее учиться. Ведь он понимает, что делает это не ради оценок или баллов — в будущем знания, которые он получает, превратятся в основу его профессионального становления.
Радость
Выше я уже говорила, как важно отдыхать и переключаться. Подростки в старшей школе часто пренебрегают отдыхом, а иногда и сном!
Предложите подростку составить два списка.
Первый список — «занятия, которые приносят мне энергию». Второй список — «занятия, которые забирают энергию». Пусть ваш сын или дочь понаблюдают за собой в течение недели. Когда они чувствуют себя так, что готовы свернуть горы? Что они делали до этого, что принесло такое ощущение? И, наоборот, когда чувствуют себя выжатыми, как лимон? Что к таком состоянию привело?
Очень полезно чередовать энергозатратные занятия с действиями, которые восполняют энергию. Это помогает чувствовать себя лучше ощущать жизнь более сбалансированной.
Также не забывайте, что подростковый возраст — период, когда закладывается основа для всей последующей профессиональной жизни ребенка. Если хотите помочь подростку определиться с профессий, обратите внимание на программу «Система-Выбор» для учеников 6-11 класса! Запишитесь на бесплатную консультацию, чтобы ваш ребенок смог понять ему себя и свои ценности, научиться делать осознанный выбор и спроектировать свое профессиональное будущее.