Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

​Как функционирует домашнее обучение в России ?

14.02.2019 Обновлено 08.05.2021 1214
Ксения Крашенинникова
Преподаю ЕГЭ на курсах MAXIMUM Education

В наше время упоминание об обучении на дому подобно приложению на смартфоне, которое ни разу не открывалось с момента покупки: все знают, не все понимают, пользуются – единицы. Сегодня мы будем говорить про домашнее обучение в России и о тех, кому это нужно. Возможно, чтобы задаться риторическим (или нет) вопросом, нужно ли это вам.

Домашнее обучение в России легализовано законом 1992 года «Об образовании», и право на выбор между школой и домашними занятиями имеет любой родитель. К тому же получать домашнее образование можно опционально.

Можно учиться в «очно-заочной» форме: в таком виде школа не вычеркивается из распорядка дня ребенка, а посещается пару раз в неделю, где разбирается новый материал, который после отрабатывается дома с родителями. 

Есть формат полного анскулинга: в школу такие дети не ходят совсем, учатся индивидуально, сообразно родительскому представлению о правильном обучении. В общем-то, никаких ограничений для таких семей нет, главным обязательством для детей является своевременная сдача нормативных экзаменов и аттестации, проверяющих уровень освоения школьной программы. А есть совсем островнойхоумскулинг: родитель имеет право перевести ребенка на домашнее образование по выборочным предметам.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ вы можете на онлайн-курсах MAXIMUMКаждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+ баллов. В прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России, поможем и вам. Консультация бесплатно!

Домашнее обучение в России: кому нужно?

Вопрос, заявленный в шапке, все так же актуален: кому и зачем это нужно? По праву говоря, этот вопрос – своего рода вешалка в театре, и у любого родителя, принявшего это решение, должно быть четкое и конкретное осознание причины. А причины у всех разные: это может быть состояние здоровья ребенка, частые разъезды родителей по роду профессии или спортивная карьера ребенка, мешающая регулярно посещать школу.

Может быть и недовольство стандартизированной системой школьного обучения, воспитывающей серость и одинаковость или сложные конфликтные отношения с коллективом. В случае с попредметнымпереводом на домашнее обучение причиной чаще всего встает неразрешимое противоречие с учителем или отсутствие у него педагогического таланта.

Плюсы и минусы

Из однозначных плюсов семейного образования можно назвать возможность дать более высокое качество образования ввиду сокращения часов обучения таким предметам, как, например, музыка и изо, и увеличения нагрузки по профильным. К тому же система самообразования развязывает руки родителям в выборе педагогов (чаще всего такие ученики занимаются с репетиторами), учитывает индивидуальные особенности и интересы ученика, развивает его самоорганизацию, а также позволяет родителю контролировать образовательный процесс. 

Как показывает практика, дети, получившие домашнее образование, являются более разносторонне развитыми, чем их сверстники, учившиеся в школе, имеют более осознанное мнение, чем им хочется заниматься дальше, а также более углубленные знания в интересующих областях – сказывается индивидуальный подход.

Минусы, однако, тоже довольно очевидны: на родителей возлагается высокая ответственность за результат — за то, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования.

Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка мотивацию. К тому же такое обучение часто оказывается довольно затратным: не каждый может себе позволить репетиторов по всем предметам. Те же, кто решается обучать детей без помощи профессиональных педагогов, рискуют оказываться недостаточно компетентными, и тогда результат может быть весьма плачевными. Еще одно уязвимое место такого обучения — ограничение социализации ребенка, поскольку, скорее всего, он будет часто оказывается один-на-один с собой, либо с очень узким кругом людей – родителями и учителями.

Так или иначе, решение о домашнем обучении должно быть принято обоюдно: и родителями, и их детьми. Важно помнить, что этот процесс обратимый, и если эксперимент окажется не совсем удачным, ребенок всегда сможет вернуться в школу.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments