Как сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов, не понаслышке знает региональный руководитель преподавания и преподаватель литературы в MAXIMUM Education Полина Неверова. Она сдала досрочный экзамен в этом году на 100 баллов и делится с вами секретами подготовки к ЕГЭ по литературе и лайфхаками на экзамене.
В этой статье:
Все, что нужно знать о Полине Неверовой — преподавателе, который сдал ЕГЭ на максимумЛайфхаки подготовки к ЕГЭ по литературе на 100 балловПочему подготовка к ЕГЭ по литературе в MAXIMUM Education — лучшаяВсе, что нужно знать о Полине Неверовой — преподавателе, который сдал ЕГЭ на максимум
Полина, давай начнем с твоего образования и опыта. Связаны ли они с литературой и помогают ли на экзамене?
О да, напрямую! Я училась на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, отделение русского языка и литературы. Мой профиль максимально соответствует тому предмету, который я преподаю. Подготовкой к экзаменам я занимаюсь уже почти 10 лет, и подготовкой к ЕГЭ в MAXIMUM Education — 6. Но опыт сдачи досрочных экзаменов у меня появился только в Maximum, потому что это политика компании. Любой преподаватель у нас каждый год сдает «досроки», чтобы не только продемонстрировать, что он классный, но и провести «разведку» для учеников. Когда ты рассказываешь им, что был на досрочном ЕГЭ, то, во-первых, ввергаешь их в приятный шок оттого, что набираешь там высокие баллы. А во-вторых, это рождает максимальный уровень доверия — представьте, ваш преподаватель побывал в вашей шкуре, еще и в клювике вам принес всю информацию с реального ЕГЭ!
Как ты пришла в преподавание?
Как я уже говорила, я работаю со школьниками уже 10 лет. И могу с уверенностью сказать, что главным у них всегда был и остается вопрос: «Кем мне быть, куда мне пойти учиться?» Поэтому мы в MAXIMUM Education много работаем с профориентацией учеников, ведь определиться с будущим — действительно большая проблема.
Но я в этом плане — нескромно скажу — но была уникальным учеником, потому что определилась с тем, кем хочу быть, примерно в 8 классе. Тогда я поняла, что это точно будет связано с русским и литературой. Дальше большую роль сыграл мой папа, который расширил мой кругозор и объяснил, почему логично поступать на филологический, более широкий, культурологический и базовый факультет, чем, например, журфак или педфак. Чтобы иметь больше возможностей в будущем! В университете я начала заниматься репетиторством уже со второго курса и была в восторге, потому что это приносило мне невероятное удовольствие от того, что я передаю свои знания и являюсь для кого-то наставником. Мой путь в преподавание был от души, и способности к этому у меня были именно в предмете.
Кстати, увлекательный факт: в MAXIMUM Education я пришла уже опытным репетитором с большим бэкграундом. Но когда я работала просто частным репетитором, у меня никогда не было стобалльников. Да, у меня всегда были хорошие результаты, мои ученики сдавали на 80+, но стобалльников не было. А сейчас я каждый год соревнуюсь сама с собой по количеству учеников, сдавших на 100. Пока что рекордом было 7 человек. И у нас в MAXIMUM Education я училась тому, чтобы работать в системе и по системе. Наверное, поэтому я и сама сейчас сдаю на 100 баллов, и учеников готовлю на 100, потому что за моими плечами не только мои способности — за ними стоит большая команда.
Почему литература, а не русский язык?
В компанию я изначально пришла как преподаватель русского и долго вела его. Скажу честно: русский в плане преподавания мне всегда казался очень простым, сродни математике, — правила и четкость. Когда мне предложили вести группу по литературе, я сразу поняла, что для меня это — настоящий подарок. До сих пор помню свою первую группу и общаюсь с теми ребятами. Кстати, интересный факт: один ученик из этой группы по литературе сейчас тимлидер MAXIMUM Education в Москве, он тоже пошел в преподавание. И еще одна ученица из той же группы сейчас занимает у нас руководящую должность в отделе продаж. Горжусь своими учениками и тем, что они по-настоящему прониклись духом компании и остались с нами.
Я люблю говорить: «Русский — это скука смертная». «Жи-ши» — они и в Африке «жи-ши». А литература — это целый мир, это про полет. Русский язык сдают все – и физики, и врачи. А на курсы по литературе все-таки приходят люди творческие, ведь ее сдают танцоры, певцы, актеры. У нас свое комьюнити, свое общение. В каждой группе каждый из учеников дает мне пищу для размышлений, подкидывает такие интересные мысли, что я долго потом хожу и анализирую это. Тот же Чичиков — мне в школе его поведение всегда казалось аморальным. А сейчас у ребят другое мышление: «Ну и что, эти люди уже умерли и им все равно, каждый выживает, как может». И это меня завораживает, вдохновляет. Я расту вместе со своими учениками.
Ну и на выбор предмета, конечно, влияет то, как сделан наш курс в MAXIMUM Education — он в первую очередь готовит к экзамену, но там по-настоящему интересно. На первой встрече с учениками я всегда говорю, что мы не просто подготовимся к ЕГЭ, а станем куда более образованными, культурными, интеллигентными и духовно возвышенными людьми, чем половина нашего населения, как бы жестко это ни звучало. Ведь все мы знаем, что у нас в стране падает уровень чтения. А наши ученики благодаря подготовке к ЕГЭ изучат классику литературы, классику! С курса они выйдут более духовно богатыми и высоконравственными людьми, потому что Пушкин, Лермонтов и Гоголь объяснили нам, что такое добро и зло. А мне кажется, это основа. И пусть мне сложно совмещать преподавание с руководящей должностью, но курс по литературе для меня — настоящая отдушина.
Лайфхаки подготовки к ЕГЭ по литературе на 100 баллов
Какими лайфхаками сдачи ЕГЭ по литературе ты можешь поделиться?
Есть три лайфхака для успеха на ЕГЭ по литературе — три кита.
Первый кит — чтение всех произведений. Говорят: «ЕГЭ — это сложно, ведь непонятно, что там попадется!» Вообще-то все как раз понятно 😊 Все в кодификаторе. У вас есть заранее список всех произведений, которые могут встретиться на экзамене. И прочитать их за год вполне реально!
Я сама стараюсь перечитывать все вместе с учениками. Ну и у нас на курсе есть множество подсказок, как это сделать легче и быстрее — видеотеория, аудио и все в этом духе. А есть, например, и те ученики, которые готовят сани с лета — ходят ко мне в группы и в 10, и в 11 классе. И сдают потом просто шикарно!
Второй кит — заучивание стихотворений и умение их анализировать. Это бич всех учеников, потому что в школе совсем не учат стихи. А у нас есть зачеты по ним: хочешь-не хочешь, придется это сделать. Только представьте, что 11 задание (сочинение-сопоставление по лирике, которое весит очень много — 8 баллов) — это сейчас самое провальное задание на ЕГЭ. Посмотрим, какая статистика выполнения будет в этом году, но в прошлые годы только 45% учеников вообще в целом приступали к нему. Это меньше половины, а все потому, что они не знают стихов! Это катастрофа. И еще — умение анализировать стихи, к сожалению, в школе больше любят анализировать прозу. То, что поэзия широка, многогранна и кроме «Ночь, улица, фонарь, аптека» есть еще другие стихи — ребята этого не знают.
Поэтому у нас на курсе есть целые занятия, которые посвящены чисто умению анализировать стихи — и там мы делаем это увлекательно и глубоко, по филологическим авторам.
И третий кит — главный в подготовке к ЕГЭ по литературе — это сочинения. Вы можете знать все теорию и все тексты. Но весь ЕГЭ по литературе состоит из сочинений. И идти на него бессмысленно, если вы не умеете писать сочинения. У меня множество примеров, когда ученики на курсе начинали писать сочинения с 0-1 баллов, а в итоге сдавали на 100. Все это потому, что на занятиях мы пишем сочинения по продуманным алгоритмам. Говорят, что это убивает творческую жилку — ерунда. В ЕГЭ много творческих заданий, а алгоритмы позволяют стандартизировать экзамен и получить стопроцентные баллы, которое невозможно будет оспорить, потому что не будет спорных элементов.
Я ходила на досрочные ЕГЭ много раз, и это не первый раз, когда я получаю свои сто баллов. И я всегда иду по нашим алгоритмам. Мы в MAXIMUM Education учим соответствовать структуре экзамена, ведь ЕГЭ — это стандарт. Мы знаем, чего там ждут, и даем это детям.
Что помимо лайфхаков ты лично посоветуешь ребятам, которые решаются сдавать литературу?
1) Работать в режиме многозадачности. Вам на протяжении года нужно параллельно учиться читать, учить, писать и нарабатывать терминологию. В литературе нет такого, что вы изучили тему и пошли дальше, здесь все друг с другом взаимосвязано, это исторический процесс. Нужно время и возможности, чтобы реально много писать и читать, не лениться и не прокрастинировать.
2) Вести читательский дневник. Ученики часто жалуются, что не помнят содержаний — дневник поможет.
3) Обращаться к ФИПИ. Фипи — это первоисточник, где много неактуальных материалов. Но там удобно смотреть задания по конкретной эпохе. Вы изучили ее — и смотрите на ФИПИ, покрывают ли ваши знания все те вопросы, которые там есть или вы что-то упустили? В этом году, например, ФИПИ выпустил для нас уникальную вещь — несколько пдф-файлов с основной информацией, которую нужно знать про каждое произведение.
4) Не писать сочинения в стол. А писать их для человека, который даст вам обратную связь, поставит 5 баллов из 8 и объяснит, почему именно так, за какой критерий сняли балл. У нас красной нитью сквозь курс идут сочинения, есть отдельные занятия, где мы изучаем критерии и важность их знаний.
5) Не пугаться неудач. Первые сочинения на курсе по литературе ученики обычно пишут на 0 или 1 балл. Только с января-февраля начинают получать свои первые 4 балла из 6. Нужно понимать, что этот путь ступенчатый, не пугаться и быть готовым к тому, что в начале может не получаться вообще ничего. И это совершенно нормально.
Почему подготовка к ЕГЭ по литературе в MAXIMUM Education — лучшая
Почему к литературе лучше всего готовят именно в MAXIMUM Education?
Первое — это система. У нас есть определенная система обучения, мы четко знаем структуру экзамена. При этом подготовка в MAXIMUM Education — это не натаскивание и нарешивание, это про глубину. У нас есть очень много вспомогательных аспектов, которые облегчают ученикам чтение, заучивание и написание сочинений. И наши преподаватели заточены на личное взаимодействие с каждым, они ведут каждого ученика по отдельности в зависимости от его целей и способностей. Преподавателям MAXIMUM Education не нужно концентрироваться на том, что ему дать ученикам — потому что они четко знают, что именно, все это уже продумано за них.
Это второе — за преподавателями стоит большая команда отдела исследований и разработок. Это люди, которые изучают, выбирают и готовят для учеников из огромных пластов информации только то, что встретится на ЕГЭ. Это люди, которые знают о ЕГЭ все. Они, как и я, ходили на «досрок», видели все своими глазами и проверяли на себе алгоритмы экзамена.
Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ в MAXIMUM Education. Вас ждут увлекательные и полезные занятия с лучшими преподавателями, которые сами сдали ЕГЭ на высокие баллы и понимают, что для этого необходимо.