style="background-color: #ffd8a8;" >

Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ

С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как писать сочинения на сопоставление? Задания 6 и 11 в ЕГЭ по литературе

26.04.2022 22016
Галина Загоруйко
Преподаватель литературы, сдала ЕГЭ на 98 баллов и отучилась в РУДН

Процент выполнения заданий 6 и 11 в ЕГЭ по литературе — сочинений на сопоставление — в разы ниже, чем у всех остальных. Всё потому, что здесь нужно обладать большим литературным багажом, ведь в вопросе может попасться любая тема. Например, однажды на досрочном ЕГЭ мне попался мотив звезд и в качестве исходного варианта было предложено «Послушайте!» Маяковского. Требовалось не только вспомнить еще одно стихотворение на эту тему, но и процитировать его! Чтобы на ЕГЭ вы были во всеоружии, делюсь советами, которые помогут решить эти задания на максимальный балл.

В этой статье:

Особенности и критерии заданий 6 и 11 в ЕГЭ по литературе10 советов, как написать сочинение на сопоставлениеРеальные сочинения на сопоставление: анализ и оценкаАлгоритм работы с заданиями 6 и 11

Задание 6 егэ литература
Задания 6 и 11 в ЕГЭ по литературе: сочинения на сопоставление

Базовый принцип для решения обоих заданий: чем больше произведений на разные мотивы вы знаете, тем выше вероятность получить высокий балл! 

Особенности и критерии заданий 6 и 11 в ЕГЭ по литературе

Задания 6 и 11, сочинения на сопоставление, в ЕГЭ по литературе выглядят примерно так:

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором встречаются образы правителей, и в чем их можно сопоставить Екатериной II, предстающей в произведении А. С. Пушкина?

В обоих случаях требуется написать мини-сочинение на 5–10 предложений, сравнив исходное произведение с одним примером на ту же тему. Разница между заданиями лишь в том, что задание 6 касается эпоса, драмы или лироэпоса, а 11 — лирики.

Чтобы получить заветные 8 баллов, в соответствии с демоверсией этого года требуется соблюсти всего три критерия:

К1 — глубина раскрытия темы — 2 балла;
К2 — аргументация и фактологическая точность — 4 балла;
К3 — речевая точность — 2 балла.

Даже перечитав все произведения из кодификатора и зная структуру сочинения, многие ученики не понимают, как именно нужно сопоставлять тексты и теряют драгоценные баллы. Поэтому я рекомендую не рисковать и записаться на курсы подготовки к ЕГЭ по литературе MAXIMUM Education. Мы разбираем все произведения из кодификатора и учимся анализировать и сопоставлять их в строгом соответствии с критериями ФИПИ.

10 советов, как написать сочинение на сопоставление

1. Сопоставляйте строго по теме

Если в задании спрашивают про трагедию маленького человека, то сравнивать нужно именно трагедию, а не образы маленького человека.

Или, например, один из популярных вопросов: «В каких еще произведениях встречается история семьи?» История — это эволюция, что было — что стало. Не нужно сравнивать специфику взаимоотношений, нужно выбрать семьи, которые показаны не статично, а на протяжении длительного времени: как в «Тихом Доне» или «Войне и мире».

2. Сравнивайте на основании авторской позиции

Многие совершают ошибку, сопоставляя внешние факторы, сюжет. Это не принесет хороших баллов, потому что по факту вы не анализируете. Для глубины, которая необходима для выполнения критерия К1, требуется сопоставлять на уровне идеи или авторской позиции. Что именно хотел сказать автор по данному вопросу, каково его отношение? 

Пример: «В каких еще произведениях встречается образ весны?» Здесь логично сопоставлять по принципу, как описывается весна, какую функцию выполняет: где-то передает состояние героя, где-то является фоном, создает контраст. Или: «В каких еще произведениях показаны герои, ведущие футлярный образ жизни?» Основа для сопоставления: в чем проявляется футлярность у каждого героя, какую идею через это передает автор, каково его отношение. 

3. Указывайте и сходства, и различия

Даже если в вашем вопросе указано «В чем сходство…», это формальность. Внимательные ученики знают, что по критериям неважно, как сформулирован вопрос. Вам нужно писать с погружением в тему. Даже вас просят привести сходство, а произведения имеют очень важное различие, вы потеряете баллы и ничего не докажете на апелляции, если упустите это. Поэтому здесь работает принцип: пишем то, что реально есть.

Не придумывайте сходства или различия, если их нет, но и не упускайте важные моменты, даже если в вопросе просят привести что-то одно. Помните: различия даже важнее, потому что чаще всего они касаются авторской позиции — базы для сопоставления. Ну не могут два человека смотреть на одну вещь и иметь одни и те же чувства и мысли.

4. Подтверждайте каждый тезис

Еще один важный критерий, который может принести сразу 4 первичных балла, — аргументация. Не забывайте приводить доказательства под каждый тезис, причем как от примера, который вы приводите, так и от исходного произведения. Об этом многие забывают, хотя в КИМ всегда приведен текст и вы автоматически можете получить 2 балла. 

В лирике есть нюанс: аргументом считается только цитирование, а не точечный пересказ. Поэтому стихи придется учить наизусть: чем больше — тем лучше.

5. Используйте информацию из предыдущего задания

Так как чаще всего задания ЕГЭ взаимосвязаны, часть работы по исходному произведению уже проделана. Поэтому вы можете использовать тезисы из сочинений заданий 5 и 10, чтобы сэкономить время.

Например, распространенная ситуация: в 5.1 спрашивают «В чем особенность пейзажа в приведенном отрывке?», а в задании 6 — «В каких еще произведениях встречается пейзаж?». Для эксперта это две отдельные работы, поэтому он не будет снижать вам баллы за то, что в новом сочинении вы приводите те же выводы. Более того, было бы странно, если бы они вдруг изменились, стихотворение-то одно 😉

6. В сочинении на сопоставление — сопоставляйте

Удивительно, но многие забывают об этом и отдельно анализируют сначала одно произведение, а затем другое. Это не сравнение, а значит, главный принцип задания не выполнен — вам вполне могут поставить 0 баллов.  

В идеале ваше сочинение должно выглядеть так: тезис из одного произведения — аргумент к нему — тезис из другого произведения на ту же тему — аргумент к нему. 

7. Не обращайте внимания на объем

Во всех мини-сочинениях обозначение «5–10 предложений» условное. Ваша задача: раскрыть тему глубоко. Поэтому, если вы сказали все — сравнили произведения по заданной теме с опорой на авторскую позицию, — не нужно пытаться растянуть на большее количество предложений. Это неважно, ни в одном критерии такого пункта нет. И наоборот, если ваши примеры слишком разные — не бойтесь писать больше. Гораздо хуже, если вы упустите какой-то важный для анализа момент. Главное здесь — писать глубоко и не лить воду. 

8. Проверяйте на речевые ошибки

Два критерия мы уже обсудили, а последний, третий, касается речевых ошибок и стоит целых 2 первичных балла. Поэтому не забывайте перечитывать сочинение и проверять на речевые ошибки, в частности повторы однокоренных слов в одном или соседних предложениях — это самая распространенная ошибка. Пунктуация и орфография здесь не проверяются, но такие ошибки могут существенно сказаться на впечатлении эксперта.

9. Ищите лазейки в вопросе

Обычно задание подразумевает, что лирику мы должны сравнивать с лирикой, а эпос или драму с эпосом и драмой. Только лироэпос является палочкой-выручалочкой, потому что за счет сочетания двух родов может использоваться и там, и там.

В безвыходных ситуациях смотрите на задание. Если там написано «В каких произведениях…», то можно приводить все роды, так как слово «произведения» подразумевает всё. То же касается «У каких авторов…». А вот если есть ограничения «В каких еще стихотворениях…» или «У каких писателей…», то рисковать не стоит.

Однако не забывайте: даже если вам дали полную свободу, сопоставлять лирику с эпосом тяжело — они слишком разные. Чтобы ничего не упустить, лучше всё же выбирать произведение того же рода.

10. Берите пример из текста другого автора

Это не столько совет, сколько ответ на популярный вопрос: «Можно ли приводить в пример произведение того же автора?». Нет. Если у вас вопрос по Пушкину, то солнце русской поэзии использовать уже не стоит.

Однако вы можете приводить примеры не только из кодификатора или школьной программы, но из всей классики в целом, причем в зависимости от формулировки — даже зарубежной. Только убедитесь, что ваш пример относится к классике и подходит под задание. Например, при формулировке «У каких русских писателей…» присутствует явное ограничение: нужен именно писатель и именно отечественный.

Реальные сочинения на сопоставление: анализ и оценка

Учитывая все мои советы, в качестве тренировки попробуйте самостоятельно оценить два сочинения из задания 6.

В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина?

Ответ 1

Тему государственной, штатской или военной службы можно встретить во многих произведениях. Например, в пьесе Грибоедова «Недоросль» тоже звучит похожая тема. Правдин является государственным служащим, типичным чиновником, которого отправляют в имение Простаковой проверить, всё ли у нее в порядке. Но Простакова очень жестоко обращается со своими крестьянами. Писатель показывает, что она держит весь дом в подчинении, и через ее образ выражается идея, что крепостное право губительно для России.

Ответ 2

Тема государственной, штатской или военной службы довольно часто встречается в произведениях литературы. Возьмем, к примеру, пьесу Фонвизина «Недоросль». 

В первом случае тема службы выражается через образ Правдина, который является чиновником и приезжает в поместье Простаковой, дабы посмотреть, как она обращается со своими крепостными. В произведении Пушкина на службу отправляют Петра Гринева, который вскоре становится свидетелем восстания Пугачева и, несмотря на сложное положение, показывает себя истинным офицером и не переходит на сторону самозванца. Правдин, в отличие от него, не принимает участия в военных действиях, однако также исполняет свой долг: лишает госпожу Простакову прав из-за ее жестокого обращения со слугами.

Таким образом, несмотря на то, что тема службы встречалась во многих произведениях, каждый автор закладывал в нее свою идею.

Мои комментарии

Ответ 1. Надеюсь, вы сразу заметили фактическую ошибку? Конечно, произведение написано Фонвизиным. Ученик приводит очень хороший пример с Правдиным, однако тут же уходит в сторону Простаковой. Хотя он и указывает авторскую позицию: крепостное право губительно для России — она никак не пересекается с вопросом, поэтому здесь тоже, к сожалению, 0 баллов. А если выходит ноль за К1, работа дальше не оценивается.

Ответ 2. В первую очередь в глаза бросается сопоставление, причем не по внешним признакам, а по основной линии. Поэтому даже этого сопоставления достаточно, чтобы поставить высший балл. К тому же все тезисы подтверждены: ученик не просто говорит про долг, но и указывает, какой он. Фактологические и речевые ошибки также отсутствуют. 

Алгоритм работы с заданиями 6 и 11

1. Напишите введение, переформулировав вопрос в утверждение. Тема Х встречается во многих произведениях русской литературы. Например: «Название произведения» автора Х. 

2. Запишите основную часть. Сначала приведите по два тезиса из каждого произведения, основываясь на теме вопроса и авторской позиции. Затем укажите их сходства и, если есть, различия. После подтвердите каждый тезис аргументом из текста. Не забывайте: в задании 6, по лирике, аргументами считаются только цитаты.

Формула успеха: тезис из исходного произведения + аргумент, тезис из приведенного примера на ту же тему + аргумент; второй тезис из исходного примера + аргумент, второй тезис из исходного примера на ту же тему + аргумент.

3. Сформулируйте заключение, используя клише: Несмотря на то, что многие авторы обращались к теме Х, каждый видел ее по-своему.

4. Проверьте на фактические и речевые ошибки. Готово! 😎

Если хотите писать идеальные сочинения на сопоставление в заданиях 6 и 11, записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по литературе. Мы регулярно тренируемся писать сочинения во всех форматах экзамена и пишем пробные ЕГЭ, чтобы быть готовыми ко всему. Присоединяйтесь и вы!

`
guest
6 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Людмила

В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?

Почему в ответах 1 и 2 тот же Пушкин????

Арина Косарева

Людмила, спасибо, это была опечатка с нашей стороны. Теперь все должно быть верно.

Полина

ГРИБОЕДОВ НЕ ПИСАЛ «НЕДОРОСЛЯ», БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ

Надежда Шкутко

Полина, вы попались на нашу удочку 😉 Это пример ответа с фактической ошибкой — в конце статьи вы найдете его разбор с комментариями преподавательницы.

арина

линий для сравнений нужно 2+? или можно обойтись одной?

Надежда Шкутко

Здравствуйте, Арина! Нужен 1 пример, но 2 линии сравнения, то есть 2 тезиса.
Например: «В каких ещё произведениях встречается образ природы?»
1-я линия: сравнить какой образ природы;
2-я линия: сравнить какую роль он играет в каждом произведении.