Процент выполнения заданий 5 и 10 в ЕГЭ по литературе — сочинений на сопоставление — в разы ниже, чем у всех остальных. Всё потому, что здесь нужно обладать большим литературным багажом, ведь в вопросе может попасться любая тема. Например, однажды на досрочном ЕГЭ мне попался мотив звезд и в качестве исходного варианта было предложено «Послушайте!» Маяковского. Требовалось не только вспомнить еще одно стихотворение на эту тему, но и процитировать его!
Чтобы на ЕГЭ вы были во всеоружии, делюсь советами, которые помогут написать сочинение на сопоставление на ЕГЭ по литературе на максимальный балл.
В этой статье:
Особенности и критерии заданий 5 и 10 в ЕГЭ по литературе9 советов, как написать сочинение на сопоставлениеРеальные сочинения на сопоставление: анализ и оценкаАлгоритм работы с заданиями 5 и 10 в ЕГЭ по литературеБазовый принцип для решения обоих заданий: чем больше произведений на разные мотивы вы знаете, тем выше вероятность получить высокий балл!
Особенности и критерии заданий 5 и 10 в ЕГЭ по литературе
Ранее задания 5 и 10, сочинения на сопоставления в ЕГЭ по литературе, выглядели идентично. Только в одном случае давался вопрос по эпическим и драматическим произведениям, а в другом — лирическим. В обоих номерах нужно было самостоятельно привести пример для сопоставления с текстом из КИМ.
С 2025 года ситуация поменялась. Задание 5 теперь звучит так:
В формулировке уже предлагается произведение и образ для сравнения. В задании 10 пример по-прежнему вспомнить самому, но направление анализа дано только одно:
В обоих заданиях требуется написать мини-сочинение на 5–10 предложений, сравнив исходное произведение с одним примером на ту же тему.
Чтобы получить заветные восемь баллов, в соответствии с демоверсией этого года требуется соблюсти всего три критерия:
К1 — сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом — 2 балла;
К2 — аргументация и фактологическая точность — 4 балла;
К3 — логичность, соблюдение речевых и грамматических норм — 2 балла.
При работе с заданием 10 также следует учесть, что приведенный пример не должен:
- быть произведением того же автора, которому принадлежит предложенный текст;
- являться неопубликованным произведением или проведением со спорной принадлежностью к художественной литературе.
В противном случае работа получает 0 баллов. Если же нет названия стихотворения или не указан его автор, по К2 выставляется не более 1 балла.
Даже перечитав все произведения из кодификатора и зная структуру сочинения, многие ученики не понимают, как именно нужно писать сочинение на сопоставление и теряют драгоценные баллы. Поэтому я рекомендую не рисковать и записаться на курсы подготовки к ЕГЭ по литературе в MAXIMUM Education. Мы разбираем все произведения из кодификатора и учимся анализировать и сопоставлять их в строгом соответствии с критериями ФИПИ.
9 советов, как написать сочинение на сопоставление
1. Сопоставляйте строго по теме
Если в задании спрашивают про трагедию маленького человека, то сравнивать нужно именно трагедию, а не образы маленького человека.
Или, например, вопрос из демоверсии: «В чем различие натур двух героинь, Наташи Ростовой и Татьяны Лариной, проявляющееся в их взаимоотношениях с родными?» Как бы хорошо вы ни знали любовные линии этих персонажей и ни любили Онегина и Болконского, сравнивать нужно именно отношения с родными, а не возлюбленными.
2. Сравнивайте на основании авторской позиции
Многие совершают ошибку, сопоставляя внешние факторы, сюжет. Это не принесет хороших баллов, потому что по факту вы не анализируете. Для глубины, которая необходима для выполнения критерия К2, требуется сопоставлять на уровне идеи или авторской позиции. Что именно хотел сказать автор по данному вопросу, каково его отношение?
Пример: «В каких еще произведениях встречается образ весны?» Здесь логично сопоставлять по принципу как описывается весна, какую функцию выполняет: где-то передает состояние героя, где-то является фоном, создает контраст. Или: «Сравните образы Беликова и Башмачкина, в чем проявляется их футлярный образ жизни?» Основа для сопоставления: в чем проявляется футлярность у каждого героя, какую идею через это передает автор, каково его отношение.
3. Указывайте и сходства, и различия
В формулировке вопроса есть указание «по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия» — и вы можете последовать этому принципу. При этом в критерии оценивания 2 присутствует требование, чтобы тексты двух произведений привлекались «на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов». Поэтому для полноты раскрытия темы будет важным обратить внимание на обе стороны. Баллы вам за это не снизят — наоборот, вы покажете, как глубоко понимаете тему.
Не придумывайте сходства или различия, если их нет, но и не упускайте важные моменты, даже если в вопросе просят привести что-то одно. Помните: различия даже важнее, потому что чаще всего они касаются авторской позиции — базы для сопоставления. Два человека не могут смотреть на одну вещь и иметь одни и те же чувства и мысли.
4. Подтверждайте каждый тезис
Еще один важный критерий, который может принести сразу 4 первичных балла, — аргументация. Не забывайте приводить доказательства под каждый тезис — причем как из примера, так и из исходного произведения. Об этом многие забывают, хотя в КИМ всегда приведен текст и вы автоматически можете получить 2 балла.
В лирике есть нюанс: аргументом считается только цитирование, а не точечный пересказ. Поэтому, чтобы написать сочинение на сопоставление в задании 10, стихи придется учить наизусть: чем больше — тем лучше. В этой статье мы дали подборку лирики, необходимой на ЕГЭ по литературе.
5. Используйте информацию из предыдущего задания
Так как чаще всего задания ЕГЭ взаимосвязаны, часть работы по исходному произведению уже проделана. Поэтому вы можете использовать тезисы из сочинений заданий 4 и 9, чтобы сэкономить время.
Например, распространенная ситуация: в 9.1 спрашивают «В чем особенность пейзажа в приведенном отрывке?», а в задании 5 — «В каких еще произведениях встречается весенний пейзаж?». Для эксперта это две отдельные работы, поэтому он не будет снижать вам баллы за то, что в новом сочинении вы приводите те же выводы. Более того, было бы странно, если бы они вдруг изменились — стихотворение-то одно 😉
6. Сочинение на сопоставление — сопоставляйте
Удивительно, но многие забывают об этом и отдельно анализируют сначала одно произведение, а затем другое. Это не сравнение, а значит, главный принцип задания не выполнен — вам вполне могут поставить 0 баллов.
В идеале ваше сочинение должно выглядеть так: тезис из одного произведения — аргумент к нему — тезис из другого произведения на ту же тему — аргумент к нему.
7. Не обращайте внимания на объем
Во всех мини-сочинениях обозначение «5–10 предложений» условное. Ваша задача: раскрыть тему глубоко. Поэтому, если вы сказали всё — сравнили произведения по заданной теме с опорой на авторскую позицию, — не нужно пытаться растянуть на большее количество предложений. Это неважно, ни в одном критерии такого пункта нет. И наоборот, если ваши примеры слишком разные — не бойтесь писать больше. Гораздо хуже, если вы упустите какой-то важный для анализа момент. Главное здесь — писать глубоко и не лить воду.
8. Проверяйте на грамматические и речевые ошибки, логичность
Два критерия мы уже обсудили, а последний, третий, касается логики, грамматических и речевых ошибок и стоит целых 2 первичных балла. Поэтому не забывайте перечитывать сочинение и проверять на ошибки, в частности повторы однокоренных слов в одном или соседних предложениях — это самая распространенная ошибка. Пунктуация и орфография здесь не проверяются, но такие ошибки могут существенно сказаться на впечатлении эксперта.
9. Берите пример из текста другого автора
Это не столько совет, сколько ответ на популярный вопрос: «Можно ли приводить в пример произведение того же автора?». Нет. Если у вас вопрос по Пушкину, то солнце русской поэзии использовать уже не стоит.
Однако вы можете приводить примеры не только из кодификатора или школьной программы, но из всей классики в целом, причем в зависимости от формулировки — даже зарубежной. Только убедитесь, что ваш пример относится к классике и подходит под задание. Например, при формулировке «У каких русских поэтов…» присутствует явное ограничение: нужен именно поэт и именно отечественный.
Реальные сочинения на сопоставление: анализ и оценка
Учитывая все мои советы, в качестве тренировки попробуйте самостоятельно оценить два сочинения из задания 10 в ЕГЭ по литературе.
В каких стихотворениях русских поэтов встречается образ возлюбленной и в чем его можно сравнить с образом из произведения Блока «Вхожу я в темные храмы»?
Ответ 1
Помимо «Вхожу я в темные храмы», образ возлюбленной встречается в произведении «Я вас любил, любовь еще быть может». Здесь, как и в стихотворении Блока, показаны сильные чувства: «Я вас любил так сильно, безнадежно!» Однако итог печальный: в отличие от Блока, который воссоединяется с возлюбленной, здесь мы видим расставание. Стихотворение проникнуто светлой грустью и уходящими чувствами, и это главное отличие от исходного произведения.
Ответ 2
Образ возлюбленной встречался во многих произведениях русских поэтов — например, в стихотворении Пастернака «Никого не будет в доме». Однако если у Блока во «Вхожу я в темные храмы» возлюбленная символизирует образ Прекрасной Дамы — возвышенный, величавый — и буквально сравнивается с образом Богоматери («Величавой вечной жены»), то у Пастернака возлюбленная ассоциируется с легкостью, простотой и надеждой на будущее: «Ты, как будущность, войдешь… В чем-то белом, без причуд».
Настроение, связанное с этими образами, также разное: если в первом случае лирический герой испытывает благоговение и трепет («дрожу от скрипа дверей»), то в произведении Пастернака с появлением возлюбленной появляется веселость и легкость («Но нежданно по портьере пробежит вторженья дрожь… Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь»).
Мои комментарии
Ответ 1. В первую очередь бросается в глаза, что не указан автор стихотворения — это уже минус балл. Также ученик сравнивает не в заданном направлении анализа: вопрос про образы возлюбленных, о которых в сочинении ни слова. После этого работа не оценивается, но также здесь есть большое количество ошибок: цитата взята из другого стихотворения, есть подмена авторской позиции у Маяковского и в целом представлены общие рассуждения без глубокого анализа и сопоставления.
Ответ 2. В сочинении указаны автор и название стихотворения, есть сопоставление в заданном направлении анализа, причем с привлечением важных для анализа фрагментов из обоих произведений. Авторская позиция не искажена, фактических, логических, речевых и грамматических ошибок нет, ответ на вопрос дан. По всем критериям можно смело поставить высший балл.
Алгоритм работы с заданиями 5 и 10 в ЕГЭ по литературе
1. Напишите введение, переформулировав вопрос в утверждение. Тема Х встречается во многих произведениях русской литературы. Например: «Название произведения» автора Х.
2. Запишите основную часть. Сначала приведите по два тезиса из каждого произведения, основываясь на теме вопроса и авторской позиции. Затем укажите их сходства и, если есть, различия. После подтвердите каждый тезис аргументом из текста. Не забывайте: в задании 10, по лирике, аргументами считаются цитаты.
Формула успеха: тезис из исходного произведения + аргумент, тезис из приведенного примера на ту же тему + аргумент; второй тезис из исходного примера + аргумент, второй тезис из исходного примера на ту же тему + аргумент.
3. Сформулируйте заключение, используя клише: Несмотря на то, что многие авторы обращались к теме Х, каждый видел ее по-своему.
4. Проверьте на фактические и речевые ошибки. Готово! 😎
Если хотите писать идеальные сочинения на сопоставление в заданиях 5 и 10, научиться этому можно на курсах подготовки к ЕГЭ по литературе. Мы регулярно тренируемся писать сочинения во всех форматах экзамена и устраиваем пробный ЕГЭ, чтобы быть готовыми ко всему.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, если в 10 задании в егэ по литературе к сравнению предлагается период первой половины 19 века, а приведен пример другого периода (1 половины 20), сколько баллов за это задание снимут эксперты? Все 8 или частично?
«…является деспотичной…» разве слово «является»не считается речевой ошибкой?
линий для сравнений нужно 2+? или можно обойтись одной?
ГРИБОЕДОВ НЕ ПИСАЛ «НЕДОРОСЛЯ», БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ
В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?
Почему в ответах 1 и 2 тот же Пушкин????