Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как давать карманные деньги детям? 5 сложных вопросов

20.06.2020 Обновлено 27.08.2023 2754
Людмила Владимировна
Мама трех детей (20, 18, 11 лет)

В России не принято говорить о деньгах. Особенно если этот вопрос связан с воспитанием ребенка. При этом то, как родители выдают карманные деньги детям, оказывает огромное влияние на психику ребенка, на его будущее, на отношение к деньгам. В этой статье мы поговорили с тремя мамами про деньги на карманные расходы. Мы узнали, как они решили вопрос карманных денег в своей семье и какие выводы из этого сделали.

В этой статье:

Нужно ли вообще давать карманные деньги детям? С какого возраста?На какие траты стоит давать карманные деньги детям? И сколько?Есть ли у вас система, как давать ребенку деньги?

Материал подготовлен кругом неравнодушных родителей подростков.

карманные деньги детям

Нужно ли вообще давать карманные деньги детям? С какого возраста?

Людмила. Важно, чтобы дети учились обращаться с деньгами, но вопрос в том, как именно этот процесс наладить. Наверное, самая классная штука в том, что ребенок может со временем накопить небольшие регулярные доходы и купить что-то стоящее. Давать карманные деньги детям стоит с начала учебы в школе — там ребенок попадает в коллектив, да и деньги на еду нужны. Чем старше ребенок, тем серьезнее может быть сумма.

Елизавета. Для меня вопрос карманных денег никогда не был каким-то особенным. Конечно, важно, чтобы у ребенка были деньги, но я не хотела выдавать их как-то специально. Когда дочь пошла в пятый класс, я показала ей, где лежат деньги, и она могла брать их в любой момент. Я понимала, что моя дочь не глупая, она не пойдет тратить деньги направо и налево.

Наталья. Да, нужно. Мне кажется важным, чтобы ребенок не нуждался в деньгах, никому не завидовал, мог купить вместе со всеми друзьями мороженое, например.

На какие траты стоит давать карманные деньги детям? И сколько?

Людмила. Какую-то небольшую сумму стоит давать ребенку каждый день, чтобы он мог поесть в школе. Если дочка скажет мне, что ей нужно больше денег на какую-нибудь вкусную пиццу или пирожок, конечно, я ей добавлю. Если нужно купить что-то более масштабное, обычно я делаю это сама. В старших классах, конечно, нужно больше денег: на развлечения, одежду и даже на подготовку к экзаменам.

Елизавета. Долгое время мы жили довольно скромно, нам никто не помогал с финансами. Я научила дочь ценить мои усилия по зарабатыванию денег — обошлось без пафосных речей. Иногда ей хотелось что-то большое — например, одежду в старших классах. Тогда я говорила, сколько она может потратить, и никогда не проверяла, как она тратила. Ещё я давала ей деньги отдельно на завтраки в школе. Эти деньги не считались карманными, но она их часто копила, чтобы купить, например, обновление к компьютерной игре. Мне это казалось вполне нормальной практикой.

Наталья. Я ориентируюсь на потребности ребенка: в основном, это питание в школе, даю деньги на обед, когда ребенок задерживается в школе. Отдельно даю, когда ребенок идет в кино с друзьями. Даем на одежду — старший сын сам ее покупает. В общем, ориентируемся на просьбы и потребности ребенка.

Есть ли у вас система, как давать ребенку деньги?

Людмила. Четкой системы нет. Мы даем маленькую сумму каждый день, большие траты обсуждаются. Я люблю вариант, когда я даю ребенку ребенку возможность самому заработать деньги. Например, мне по работе нужно было нарисовать эскизы для телепередачи, и я предложила сделать это старшей дочери, она на тот момент в 9 классе училась. Я бы и сама могла нарисовать эти эскизы и получить за них зарплату, но так я сэкономила свое время, а дочка заработала деньги — все довольны. А вот систему, когда ребенок получает деньги за оценки или домашние дела, я не люблю. Для этого должна быть другая мотивация.

Елизавета. Когда дочь ехала с классом куда-то на экскурсию, я всегда напоминала ей взять денег с запасом — чтобы купить еды не только себе, но и друзьям. Это случилось после того, как однажды она с удивлением обнаружила, что деньги есть только у неё. Она была единственная, кто смог купить себе еду, остальные дети были голодными. У многих были проблемы в семье с деньгами или принципиальные родители, которые как-то торжественно «выдавали» или «лишали» ребёнка карманных денег. А то, что он несколько часов совсем без еды, им в голову не приходило. Поэтому у моей дочери всегда было разрешение кормить на наши деньги или нашими продуктами голодных друзей. Никто никогда этим разрешением не злоупотреблял.

Я принципиально не наказывала дочь изъятием денег или подарков, если она чем-то провинилась. Мне всегда казалось неправильным, что ребёнок должен быть «хорошим» за копейки карманных денег или другие материальные привилегии. «Если плохо себя будешь вести, не куплю тебе новую куртку — будешь в старой ходить!». Какое-то обучение мышлению нищего или прислуги — «помогите, люди добрые, я оценочки хорошие получу…» или «рад стараться!», «чего изволите?».

На мой взгляд, у ребёнка должна быть иная мотивация для стремления к саморазвитию. Например, собственный интерес. Манипуляция деньгами унижает достоинство человека любого возраста.

Давление родителей на ребёнка через деньги говорит об отсутствии хорошего контакта между ними. Возможно, родителю стоит обратить внимание на отношения с ребенком, постараться решить сложности иным путем.

Наталья. У меня нет стройной концепции по поводу карманных денег, все получилось интуитивно. Мы сделали детям банковские карты, чтобы они познакомились с тем, как устроены финансовые технологии сегодня. Удобно, что ребенку в любой момент можно перевести деньги. Если нужно, всегда даем наличные. Иногда оплачиваем какую-то особенную работу: мытье машины, работа по хозяйству на даче. Мне кажется важным, чтобы ребенок не нуждался в деньгах, никому не завидовал, мог купить вместе со всеми друзьями мороженое, например. Формализовать процесс выдачи денег, превратить это в систему у нас не получилось — мы, скорее, опираемся на чувства. Но и остроту денежный вопрос у детей никогда не вызывал, поэтому обходимся принципом «каждому по потребностям».

Личный опыт
Личный опыт
Здесь мы публикуем истории наших авторов и читателей про учебу в школе, подготовку к экзаменам и поступление в вуз. Поделитесь своим опытом с нами!
Рассказать свою историю
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments