Вот-вот начнется новый учебный год, и к этому событию по-разному готовятся все причастные. Учителя обновляют программы, родители проходят квест «собери ребенка в школу и ничего не забудь». О чем же в это время думают сами школьники? Кто-то ждет сентября с радостью, предвкушая встречу с школьными друзьями и любимыми учителями. Некоторые обещают себе наконец-то начать хорошо учиться, и неважно, что этот энтузиазм поутихнет уже к концу октября. Но есть и такие ребята, которые думают о школе с отвращением и вообще не хотят туда возвращаться. В статье разбираемся, почему так происходит и как мотивировать ребенка, если он не хочет выходить с каникул.
В этой статье:
Почему ребенок не хочет снова учитьсяЧто такое мотивация и почему это важноКакие типы мотивации существуютРаспространенные ошибкиКак мотивировать ребенка правильноПочему ребенок не хочет снова учиться
Для начала важно разобраться, почему ребенок не хочет возвращаться в школу. Причины могут быть самые разные: не успел как следует отдохнуть на каникулах, в школе сложились плохие отношения с одноклассниками или учителями, возможно, имеет место буллинг. Возможно, лучшего друга перевели в другую школу, поэтому ребенок грустит и не хочет продолжать учиться без него. А может, в школе к ребенку предъявляют слишком высокие требования, которым он не может или не хочет соответствовать? Кроме того, проблемы могут скрываться внутри семьи. Также не исключено, что ребенок переживает кризис подросткового периода и своим нежеланием продолжать учебу демонстрирует протест.
Для того, чтобы разобраться в причинах и понять, как мотивировать ребенка, постарайтесь честно ответьте себе на несколько вопросов: ребенок полноценно отдохнул на каникулах? ему в целом нравится учиться? какие отношения у него сложились с учителями и одноклассниками? не было ли серьезных конфликтов? есть ли у ребенка в школе близкие друзья? ребенок хорошо учился в прошлом году? ребенок испытывает трудности с мотивацией в начале каждого учебного года? ребенок переживает сейчас переживает трудности, не связанные со школьной жизнью?
Конечно, важно не только тщательно обдумать сложившуюся ситуацию, но и поговорить с самим ребенком. Спокойно спросите, почему, собственно, он не хочет выходить с каникул. Возможно, проблема окажется проще, чем вы думаете, и вместе вы сможете легко с ней справиться.
Итак, если вы выяснили, что ребенку не угрожает школьная травля, нет каких-то серьезных проблем с учителями и в целом все в порядке, вполне возможно, что ему действительно не хватает мотивации.
Что такое мотивация и почему это важно
Мотивация – это сложный психофизиологический процесс, который стимулирует человека к осуществлению определенных действий. Именно с помощью мотивации мы ставим цели, преодолеваем трудности и движемся вперед, несмотря ни на что.
Мотивация – действительно важный фактор обучения. «Правильная» мотивация помогает ребенку получать настоящее удовольствие не только от результата («получил пятерку – похвалили родители»), но и от самого процесса познавательной деятельности. Учеба не должна сводиться к бесконечным попыткам достичь поощрений и наград. Необходимо понять самим и объяснить ребенку, что главная цель – узнать что-то новое, интересное, получить полезные умения и навыки, а не просто «заработать» отличный аттестат или золотую медаль.
Задача взрослых заключается именно в том, чтобы показать ребенку, что учиться – интересно и полезно, объяснить, как полученные в школе знания пригодятся ему в реальной жизни.
Какие типы мотивации существуют
Существуют разные классификации мотивации. Мотивация может быть положительной и отрицательной, устойчивой и неустойчивой, внешней и внутренней. Желая помочь ребенку, мы часто мотивируем его неправильно, и это приносит больше вреда, чем пользы.
Положительная и отрицательная мотивация
Положительная мотивация основана на подкреплении желательного поведения через различные положительные стимулы: награду, похвалу, признание.
Пример: «Окончишь четверть без троек – купим тебе велосипед».
Положительная мотивация помогает человеку почувствовать удовольствие от выполнения какого-либо действия, поэтому считается, что именно она способствует успеху в учебе. Однако здесь тоже важно не переусердствовать: не стоит внушать ребенку мысль, что он учится, чтобы добиться похвалы или поощрения взрослых.
Отрицательная мотивация, наоборот, направлена на пресечение нежелательного поведения с помощью наказания, критики, лишения награды.
Пример: «Если получишь тройки в четверти, на море в этом году не поедем».
К сожалению, как учителя, так и родители часто прибегают к отрицательной мотивации: она проще в исполнении и часто приносит быстрые результаты. Однако в долгосрочной перспективе такая мотивация может привести к нежелательным последствиям: снижению самооценки, развитию несамостоятельности, нерешительности.
Внешняя и внутренняя мотивация
Внешняя мотивация побуждает человека к действию с помощью внешних стимулов, (поощрение, наказание или давление со стороны окружающих). Учителя, родители и начальство постоянно используют внешнюю мотивацию для того, чтобы заставить человека что-то делать, однако в долгосрочной перспективе это может привести к неприятным последствиям.
Пример внешней мотивации: хочу хорошо учиться, чтобы уважали учителя / хвалили родители / купили новый смартфон и т. д.
В отличие от внешней, внутренняя мотивация обусловлена личным интересом человека к тому, что он делает. Именно внутренняя мотивация приносит настоящее удовлетворение и радость.
Пример внутренней мотивации: хочу изучать математику, потому что это действительно интересно и пригодится во «взрослой» жизни.
Устойчивая и неустойчивая мотивация
Устойчивая мотивация основана на реальных потребностях человека. Такая мотивация не требует дополнительного подкрепления. Если же мотивация строится на чем-то другом, то она неустойчива, а значит, ее нужно постоянно поддерживать.
Распространенные ошибки
Когда мы пытаемся мотивировать ребенка, то часто допускаем типичные ошибки:
Сравниваем с другими
«А вот у тети Лены сын учится на одни пятерки… А ты что?» – подобные высказывания способны уничтожить самооценку ребенка на корню. Запомните, никогда нельзя сравнивать успехи ребенка с чужими достижениями. Если уж сравнивать, то только с собственными. Кстати, это актуально и для нас, взрослых. Подумайте, должны ли мы стремиться стать лучше всех или все-таки продуктивнее будет отталкиваться от своих особенностей и возможностей?
Навязываем собственные ценности
Конечно, родители уверены, что знают, как будет лучше для ребенка. После окончания школы он поступит в престижный университет, получит достойную профессию, затем женится, построит блестящую карьеру – и далее по списку. А что, если ваш ребенок мечтает стать, например, поваром, и вовсе не собирается получать высшее образование? Откуда же тогда у него возьмется мотивация для подготовки к ЕГЭ?
Конечно же, мы не убеждаем вас поощрять любые капризы. Однако к ребенку стоит прислушиваться и не проживать его жизнь за него.
Предъявляем завышенные требования
«Ты должен за неделю исправить все плохие оценки, которые накопились в течение четверти», – заявляем мы ребенку. Такую задачу выполнить практически нереально. Представьте, как вы отреагируете, если начальник потребует полностью переписать квартальный отчет за одну ночь? Скорее всего, это вызовет только неприязнь и обиду, что никак способствует мотивации.
Чрезмерно критикуем
Часто, желая помочь ребенку, взрослые начинают его критиковать, при этом совершенно забывая похвалить за старания. Так мы убиваем мотивацию. Зачем что-то делать, если твои достижения никогда не оценят по достоинству, а обязательно найдут, к чему придраться и что «исправить»?
Взращиваем чувство вины
Как часто взрослые обвиняют ребенка! «Ты недостаточно старался», «Ты опять все перепутал», а то и еще хуже: «Ничего тебе нельзя доверить!». Хотя часто причиной неудачи становятся внешние обстоятельства, а вовсе не чьи-то действия или бездействие. Культивируя в ребенке чувство вины, мы напрочь уничтожаем желание делать что-то самостоятельно, закрепляем представления о собственной неуспешности.
Подкупаем подарками
Вся мотивация строится на вознаграждении. Ребенку покупают новые модели телефонов, компьютеры, ноутбуки, дорогую одежду, оплачивают развлечения – и все это в качестве поощрения за хорошее поведение. Естественно, ни к чему хорошему такая мотивация не приводят: родители рискуют избаловать ребенка и превратить его в меркантильного взрослого, который считает, что любые его достижения должны щедро оплачиваться.
Угрожаем и запугиваем
Другая крайность, при которой ребенка постоянно пугают, например, тем, что он ничего не добьется в жизни, если не будет хорошо учиться. Тем самым мы создаем стрессовую ситуацию, как бы программируя ребенка на неуспех. Представьте, как сложно добиться чего-либо, действуя исключительно из точки страха.
Как мотивировать ребенка правильно
Итак, мы разобрались, чего делать не стоит. Как же все-таки правильно мотивировать ребенка?
Устройте совместный шопинг к 1 сентября
Проведите время приятно: походите по торговому центру, выберите красивые канцелярские принадлежности и школьную форму (или просто одежду соответствующего стиля). Это может помочь ребенку настроиться на нужный лад и испытать приятное чувство предвкушения.
Напомните о приятных вещах, связанных со школой
Наверняка в прошлом учебном году ребенок пережил в школе множество приятных моментов. Сконцентрируйтесь на них и напомните ребенку: «Помнишь, как вы ездили с классом в Питер? Интересно, куда поедете в этом году?». Поговорите о школьных друзьях, с которыми ему предстоит встретиться, спросите, как они провели лето. Говорите только о приятных вещах, чтобы создать позитивный настрой перед школой.
Расскажите о возможностях и поддержите
Ребенок должен быть уверен, что вы всегда на его стороне и поддерживаете его в любых начинаниях. Расскажите ребенку о том, какие новые возможности откроются ему в этом учебном году: подготовить интересный проект, записаться в театральный кружок, съездить на соревнования (в зависимости от интересов вашего ребенка). Акцентируйте внимание на том, что будете поддерживать любую его идею.
Хвалите
Похвала нужна всем, а детям – особенно. Почаще говорите ребенку о том, как гордитесь им. Не стесняйтесь обсуждать его успехи с родственниками и друзьями. Однако во всем нужна золотая середина: ребенку не должно быть неловко, но при этом он должен чувствовать, что вы замечаете его достижения и оцениваете их по достоинству.
Хорошие советы