Прочитать главу «Войны и мира», подготовить пересказ параграфа по истории, выучить новый топик по английскому? В старших классах домашка может занимать целый вечер, и постоянно нужно читать-читать-читать. У нас есть идея, как значительно ускорить процесс усвоения любой информации — освоить технику скорочтения.
В этой статье:
Что мешает быстро читатьЧто считают быстрым чтениемЧто такое скорочтениеНормативы скорости чтения для школьниковС какого возраста можно упражняться в скорочтенииУпражнения для развития скорочтенияКлючевые навыки для высокой скорости чтенияОнлайн-тренажеры для скорочтенияНавык скорочтения пригодится каждому: школьникам поможет быстрее выполнять бесконечные домашние задания; студентам — быстро изучать большое количество профильной литературы; учителям понадобится при проверке домашних заданий. Это универсальный навык, который будет полезен в любой области, поэтому овладеть им стоит как можно раньше — например, в школе.
По мнению некоторых родителей, скорочтение для детей — лишь очередное новомодное веяние. Но этот навык не означает поверхностно «проглатывать» информацию. Наоборот, скорочтение позволяет быстрее обработать информацию, выделить главные и второстепенные мысли, и, следовательно, понять текст, затратив меньше времени. Также скорочтение способствует:
- улучшению памяти,
- увеличению словарного запаса,
- повышению уровня концентрации внимания,
- поддержанию интеллектуального тонуса.
Что мешает быстро читать
Почему скорочтение — это не так просто, как кажется? В чем секрет тех, кто умеет быстро читать книги, и что вообще здесь может быть сложного? Разные фактор мешают быстро усваивать информацию.
- Отсутствие четкой цели
Бывает, что человек не вполне понимает, что он читает, с какой целью, а главное — как. Перед началом чтения полезно поставить себе четкую цель. Павел Палагин, автор книги «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное», рекомендует сначала задать себе три «сильных» вопроса:
1. Зачем я хочу это прочесть?
2. Как я буду использовать полученную информацию?
3. Сколько у меня есть времени на чтение?
Сформулировав ответы на эти вопросы, вы осознаннее отнесетесь к процессу, сэкономите время и получите четкие критерии для оценивания результата.
- Низкий уровень концентрации внимания
Низкая концентрация внимания снижает качество любых наших действий: будь то решение сложной задачи по математике, работа над сочинением по литературе или чтение любимой книги. Поэтому, если вы хотите самостоятельно научиться быстро читать, в первую очередь нужно максимально сосредоточиться. Например, избавиться от отвлекающих факторов: закрыть дверь в комнату, отложить телефон, приготовить место для чтения.
- Ограниченное поле зрения
Периферийное поле зрения человека ограничено, поэтому обычно при чтении мы видим одновременно 1–2 слова. Развитие скорочтения помогает расширить поле зрения и охватывать взглядом большее количество слов.
- Артикуляция при чтении
Обычно при чтении мы проговариваем слова. Либо мысленно, про себя — это внутренняя артикуляция, либо беззвучно, но при этом используя речевой аппарат, — это внешняя артикуляция. Артикуляция помогает осмыслить информацию, но при этом отнимает лишнее время. Лучше сделать акцент на зрительном распознавании слова по его внешнему образу, а не на проговаривании.
- Регрессия
Часто мы хаотично двигаемся глазами по тексту, возвращаемся назад, перечитываем некоторые отрывки, пытаясь уловить суть. Такое явление называется регрессией. Это происходит либо при недопонимании смысла прочитанного, либо просто по рассеянности.
Что считают быстрым чтением
В среднем скорость чтения у взрослого человека в минуту — 200–400 слов. Питер Камп, специалист по скорочтению и автор самоучителя, считает, что скорость чтения у обыкновенного человека редко превышает 400 слов. Следовательно, скорость 400+ слов можно считать высокой.
Что такое скорочтение
Скорочтение отличается от быстрого чтения. Так называют навык, позволяющий не просто бегло читать, а быстро усваивать информацию. Но что подразумевается под «быстро»? Примерно в 3–4 раза быстрее средней скорости чтения, а значит, около 600 слов в минуту.
Цель развития скорочтения — не научиться «проглатывать» книги на скорость. Вырабатывая этот навык, уделяют внимание качеству чтения, умению извлекать из текста нужную информацию, осмысливать ее и, если это требуется, успешно применять на практике.
Нормативы скорости чтения для школьников
Класс | Норматив, слов в минуту | |
1 | I полугодие | 15–20 |
II полугодие | 25–40 | |
2 | I полугодие | 50–70 |
II полугодие | 60–80 | |
3 | I полугодие | 70–90 |
II полугодие | 80–100 | |
4 | I полугодие | 85–105 |
II полугодие | 90–110 | |
5 | I полугодие | 100–110 |
II полугодие | 110–120 | |
6 | I полугодие | 110–120 |
II полугодие | 120–130 | |
7 | I полугодие | 120–130 |
II полугодие | 130–140 | |
8 | I полугодие | 140–150 |
II полугодие | 150–160 | |
9 | I полугодие | 160–170 |
II полугодие | 170–180 | |
10–11 | 180 и выше |
С какого возраста можно упражняться в скорочтении
Перед тем как осваивать скорочтение, необходимо в принципе научиться читать. Пока ребенок не освоил этот навык, лучше двигаться в комфортном темпе и не обращать внимания на скорость.
Обычно развивать скорочтение у ребенка начинают с 9–10-летнего возраста. Однако важно, чтобы школьник понимал, в чем смысл и ценность таких занятий, поэтому иногда педагоги советуют отложить уроки до подросткового возраста.
Но если вы действительно хотите научить ребенка быстро читать, то необязательно ждать определенного возраста. Можно подготовить почву заранее: учиться концентрировать внимание, расширять поле зрения, визуализировать прочитанное. Всё это поможет развить детский мозг и успешно освоить скорочтение в дальнейшем.
Упражнения для развития скорочтения
Подавление артикуляции
Поскольку проговаривание слов замедляет чтение, от этой привычки лучше избавиться. Для этого можно воспользоваться таким упражнением: выстукивать во время чтения определенный ритм, например известный ритм Жинкина. Н. Жинкин изобрел его, изучая особенности речи. Выстукивание ритма поможет «рассинхронизировать» процессы чтения и его проговаривания. Мозг привыкнет воспринимать текст как визуальный образ, не проговаривая его.
Подавление регрессии
Еще одна проблема, замедляющая чтение, — регрессия. Если хотите быстро читать книги, но заметили за собой привычку постоянно возвращаться назад и перечитывать отрывки текста, попробуйте отслеживать прочитанный текст карандашом или пальцем. Эта техника может показаться слишком простой, однако она действительно работает.
Чтение в обратном порядке
Чтение наоборот — одно из самых легких упражнений. Оно способствует повышению концентрации внимания на прочитанном, стимулирует понимание. Кроме того, этот прием развлекает детей, а значит, может восприниматься как игра. Можно читать в обратном порядке вывески на улице, слова в тексте, предложения или более крупные части текста — насколько хватит терпения.
Клиновидные таблицы
Такие рисунки тренируют внимание и помогают расширять поле зрения. Суть упражнения: зафиксировав взгляд в центре изображения, читать боковые цифры. Двигаться необходимо сверху вниз, постепенно усложняя задачу.
Такие таблицы помогают расширять поле зрения по горизонтали. Существуют также вертикальные таблицы и варианты со словами — к ним можно переходить, если вы легко справляетесь с упражнениями.
Таблицы Шульте
Это еще один способ расширить периферийное зрение как по горизонтали, так и по вертикали. Глядя в центр таблицы, нужно назвать все цифры. Для этого придется задействовать периферийное зрение, что очень полезно, если вы хотите научиться быстро читать.
Лабиринт
Сложности с концентрацией снижают скорость чтения и ухудшают способность понять прочитанное. Простое упражнение «Лабиринт» помогает сосредоточиться на конкретной задаче. Его суть проста: необходимо найти выход из лабиринта только взглядом — нельзя использовать ручку или карандаш.
Назови цвет
Этот метод также повышает концентрацию внимания и помогает «отвязать» визуальное восприятие слова от его проговаривания. Всё очень просто: нужно назвать сам цвет, а не прочитать слово. Существуют даже настольные игры, основанные на этом методе.
Ключевые навыки для высокой скорости чтения
Чтобы научиться скорочтению, мы советуем развивать также смежные навыки. Их можно тренировать как одновременно с развитием скорочтения, так и по отдельности. Эти умения можно развивать в любом возрасте — они будут в равной степени полезны как ребенку, так и взрослому. К ним относятся:
- способность сосредоточиться на одной задаче, сконцентрироваться;
- развитое периферийное зрение;
- внимательность;
- умение выделять в тексте главное и второстепенное;
- умение анализировать информацию;
- способность ставить четкие цели перед началом интеллектуальной деятельности;
- хорошая память.
Онлайн-тренажеры для скорочтения
Чтобы самостоятельно научиться быстро читать или научить скорочтению ребенка, можно воспользоваться онлайн-тренажерами. Некоторые из них подойдут для любого возраста и уровня сложности, другие имеют градацию по уровням и позволяют следить за прогрессом. Онлайн-тренажеры удобны тем, что ими можно воспользоваться в когда угодно, например по дороге на учебу или во время прогулки.
- skorochtenie.online, booksite.ru — сервисы, проверяющие скорость чтения.
- chtenie.net — онлайн-тренажер, имеющий множество уровней сложности и несколько скоростей.
- siriusfuture.ru — «убегающий» текст, помогает отслеживать скорость чтения и развивать ее.
- brainimprove.ru — сайт, содержащий множество тренажеров для развития внимания и повышения скорости чтения.