Поборы в школе – одно из самых неприятных явлений, с которым могут столкнуться родители. Правда ли так страшен черт, как его малюют?
В этой статье:
— Сколько денег собирают с родителей?— Поборы в школе: какой класс самый затратный?— Мальчики vs девочки: чье обучение дороже?— Меняется ли ситуация с поборами в школе в разрезе времени?— Какие школьные траты должно покрывать государство?Мы побеседовали с Татьяной — мамой Саши (17 лет) и Маши (25 лет) из Удмуртии, которая подробно рассказала MAXIMUM, сколько денег и на что обычно требуют от родителей в школе, разницу в обеспечении мальчиков и девочек и о том, какие расходы должно брать на себя государство по ее мнению.
— Сколько денег собирают с родителей?
— Мы собираем деньги в классную копилку, размер взноса зависит от возможностей и желания каждого: куда-то отправить детей, устроить праздник, подарить подарки на новый год. Получается примерно 500 рублей в полугодие, то есть 1000 в год. За школу мы почти ничего не платим, но ходим к репетитору – 300 рублей за занятие, два занятия в неделю – 600 рублей. Как-то так.
— Поборы в школе: какой класс самый затратный?
— Если посмотреть на динамику школьных затрат, то больше всего денег просили в начальной школе. Было очень много дополнительных занятий – рисование, ритмика как минимум. Для них нужно было приобрести форму, бумагу, карандаши, краски, кисти и так далее.
Всё, конечно, зависит от желания родителей развивать своих детей. Мы покупали дополнительные тетради, которые в принципе необязательны, но, по мнению учителей, оптимально подходили ребятам для факультативов. На мой взгляд, это очень даже хорошо.
Мне кажется, что в старших классах затрат, связанных непосредственно со школой, стало меньше: формы хватает на два года, а не на полгода, как раньше, потому что ребенок уже не растёт так быстро.
В то же время добавляются репетиторы. Повторюсь – тратиться или нет зависит от желания родителей. Можно «сэкономить» и пойти в техникум, что приемлемо для многих.
— Мальчики vs девочки: чье обучение дороже?
— Суммарно я, конечно, не смогу посчитать затраты на обоих детей, к тому же положение нашей семьи значительно изменилось. Маша старше Саши на 7 лет, они росли в разное время, в разной экономической ситуации. По моим субъективным ощущениям, мы примерно одинаково вкладывались материально.
Наверняка, мои дети здесь возразят, но я считаю, что девочка должна быть более образованной, так как ей сложнее встроиться в экономику, чем мальчику, у которого больше выбор на рынке труда региона, города.
Именно поэтому я считала, что моя дочь должна брать образованием. Я всегда настаивала на том, чтобы у Маши было больше репетиторов и чтобы она больше занималась языками.
— Меняется ли ситуация с поборами в школе в разрезе времени?
— Если какие-то платежи с годами исчезли, то только на охрану, хотя я считаю это неправильным.
Возможно, государство должно взять на себя обеспечение школ охранниками в связи с участившимися случаями стрельбы в классе и так далее. Правда, такие меры актуальны не для каждого региона, их нужно обсуждать не на общегосударственном, а на местном уровне.
Допустим, в деревнях, где все друг друга знают, необязательно ставить дорогостоящую охрану, лучше на эти средства пригласить высококвалифицированного преподавателя, обеспечить школы дополнительной техникой, провести интернет.
— Какие школьные траты должно покрывать государство?
— Если рассматривать опыт зарубежных стран, то там государство полностью обеспечивает учебный процесс. Дети — как гении, так и слабенькие ученики — занимаются на лучших тренажерах в абсолютно равных условиях.
Я считаю, что государство должно за свой счёт обеспечивать всё, что связано с организацией учебного процесса: помещения, тепло, свет, компьютеры и повышать квалификацию учителей. Они должны проходить обязательное дополнительное обучение минимум раз в три года.
Сейчас наука и педагогика развиваются очень быстро, учителя старой закалки очень отстают, ощущается конфликт поколений. Новичков в учительском коллективе недолюбливают, поскольку они пытаются внедрять в обучение новые методики, что бросает вызов «старорежимному» поколению.
С другой стороны, молодые учителя стараются, но они не разбираются в психологии ребенка, считают себя умнее, начинают определенным образом их унижать, в то время как учителя в возрасте лучше знают подход к детям. Неудивительно: на своём веку они выпустили много учеников, опыт общения колоссальный.
Выходит, что взаимопонимание утрачено: молодые педагоги смотрят на пожилых свысока, «ветераны» отвечают им той же монетой. К сожалению, этот разрыв негативно сказывается на детях, его нужно ликвидировать, и делать это нужно за счет усилий и средств государства.