Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Проблемы 10 класса: как помочь школьнику с ними справиться

19.08.2022 Обновлено 19.08.2022 3712
Анастасия Никушина
Образовательный журналист, философ, урбанист

А зачем вообще оставаться в школе после 9 класса? Особенно остро этот вопрос встаёт, если в вуз поступать не принципиально — направление есть и в колледже. Как выбрать? Разбираемся в особенностях и проблемах обучения в 10 классе.

проблемы 10 класса
Проблемы 10 класса: как помочь школьнику с ними справиться

Сложности в учебе

10 класс и особенно его начало может быть тяжёлым периодом для школьника — слишком больше эмоциональное напряжение он переживает от комбинации сразу нескольких важных событий Позади первые экзамены, которые сами по себе представляют достаточно большой стресс для подростка. При этом ему всё-таки необходимо переходить к следующему важному этапу старшей школы, на котором требования к учащимся повышаются.

Неожиданно изменение критериев оценки знаний может стать причиной «скатывания» хорошиста или даже отличника на тройки. Это особенно часто происходит в тех случаях, когда ученик переходит из обычного учреждения или класса в «профильный», с более сложной программой и планкой. Если за плохие оценки начнут ругать дома, велик риск, что и туда из школы подросток будет приходить мрачным и угрюмым, что в итоге заставит его отдалиться от родителей.

Что делать родителям?

Мамам и папам прежде всего стоит на чистоту поговорить со школьником о трудностях, с которыми тот, вероятно, столкнулся. Конечно, это уже не начальная и не младшая средняя школа — помогать с домашними заданиями не стоит. Но узнать, с какими предметами больше всего проблем и что вызывает самые главные трудности — можно и даже нужно. И наоборот, не стоит рассматривать плохие оценки как катастрофу, картинно убиваться или часто ругать школьника.

Важно объяснить подростку, что понижение его успеваемости — не результат некоего отупения или отсутствия прилежания. Каждому человеку нужно разное количество времени, чтобы привыкнуть к переменам и подстроиться под них, так что стыдиться нечего. Чтобы сделать процесс адаптации быстрее, можно внимательно проанализировать замечания учителей, возможно, даже попросить их о дополнительных консультациях. В итоге школьник быстрее поймёт новые правила и вернётся к прежним оценкам.

Успеваемость в 10 классе падает и из-за того, что школьник просто не понимает, зачем ему учиться. ОГЭ только-только закончился, можно и расслабиться. Именно в этот момент нужно показать подростку, почему хорошая учеба важна. Но не всегда хочется слушать родителей и тогда на помощь может прийти личный наставник. Это старший друг школьника, который прошел через все этапы учебной жизни и готов поделиться советами и опытом. А еще он научит, как правильно ставить цели и организовывать свое время, чтобы их достигать.

Проблемы со здоровьем

К сожалению, в наше время школьники часто болеют, а у многих есть хронические проблемы со здоровьем. Если учебная программа сложная, велик риск получить осложнения, особенно связанные со зрением и позвоночником. Как получить образование и не угробить себя?

Что делать родителям?

Регулярные физические занятия для здоровья, а не для профессиональной карьеры в спорте — отличное решение профилактики множества физических и психических болезней. Именно спорт помогает справляться с трудностями во время подготовки к экзаменам. Главное — не переусердствовать!

Постарайтесь объяснить подростку, что хорошего в регулярных физических упражнениях. Если договориться о тренировках не выйдет, давить не стоит. Тогда важно просто напомнить школьнику, чтобы он не игнорировал сигналы своего организма и, в случае недомогания, сообщал о нём взрослым, а те организовывали приёмы у специалистов. 

Взаимоотношения со сверстниками в школе

Нередко вместе с переходом в 10 класс речь также идёт о почти полной смене учебного коллектива. Школьник может перейти в другую школу или другой профильный класс (гуманитарный, математический и другие), или, может быть, это к нему переведут новичков. Незнакомый коллектив, отношения с которым могут выстраиваться по-разному, тоже представляет собой достаточный фактор стресса. Первые месяцы в новом коллективе уходят на адаптацию. Непонятно, что в этот период основная задача подростка — учёба или утверждение нового статуса среди приятелей. 

Что делать родителям?

В этот момент важно поддержать сына или дочь, но не вмешиваться в его жизнь, если речь не идёт о серьёзных событиях, например, буллинге. То есть лучше воздержаться от вынужденного общения со сверстниками подростка или их родителями. Иначе у школьника будет риск прослыть «маменьким сынком».

На самом деле, в подобной ситуации даже проще сначала успокоить именно себя. В 16 лет подросток уже умеет общаться со своими ровесниками ну или должен научиться это делать. 

10 класс — время «передышки»

Десятый класс — то самое время, когда учиться вообще не хочется. Между двумя «экзаменационными» годами, он кажется школьникам тем временем, когда учиться ну совсем нет смысла. Наоборот, многие расслабляются и перестают думать о выборе не то что профессии, но направления для поступления. Стоит ли напрягаться действительно сильно? Решать всё-таки школьнику, но задача родителя — подстелить соломку.

Что делать родителям?

Стоит объяснить школьнику, почему выбор вуза вообще важен и как в поступлении может помочь заблаговременность. Затем можно проработать несколько планов поступления и подобрать разные смежные специальности, на каждую из которых можно будет подать документы.

Дальше — самое увлекательное, то есть Дни открытых дверей. В 11 классе времени на них уже не будет, а вот в 10-м это поможет не только собрать важную информацию о поступлении (только не забудьте перепроверить её через год), но и проникнуться духом университета.

Наконец, можно предложить школьнику пройти подготовительные или профориентационные курсы. Они помогут разобраться в собственных предпочтениях и желаниях.

Проблема «Отцы и дети»

На границе между детством и студенчеством — особый возраст. Жизнь, во-первых, кажется очень кинематографичный, яркой, бушующей. Впереди только открытия и достижения, которые делаются со страстью и вдохновением.

Эти порывы подростковых чувств родители считают «ветром в голове» и пытаются «заземлить» детей, уча тех жизни. В итоге результат может получиться противоположным: дети только отдалятся, чувствуя подозрение взрослых к своим мечтам.

Что делать родителям?

Лучшее, что может сделать родитель, чтобы успокоить и свои страхи по поводу будущего подростка, и не испортить с ним отношения — поговорить без экивоков. Нотации дети понимают куда меньше, чем разговоры в спокойном тоне. Нормально сказать, что человек боится за своего близкого. Нормально рассказать о своих собственных чувствах времён 10 класса. Можно рассказать и об упущенных возможностях — только не с посылом «не будь как я». Вообще стоит удержаться от морализаторства.

Стоит поумерить собственный пыл в плане запретов. Лучше установить доверительные отношения и один раз обозначить, что родителю было бы комфортнее, если бы школьник приходил домой не позже девяти часов вечера, а если бы понимал, что задерживается, то по крайней мере звонил бы.

Иногда договариваться сложно. Может быть даже обидно. Но хорошие отношения с детьми того стоят. Помните, что 10 класс непременно кончится, но подросток запомнит, были ли вы рядом. Значит, стоит пользоваться нашим главным советом — не бойтесь разговаривать.

Когда школьник становится старше, его авторитеты меняются. Часто родителей слушать просто не хочется. Но если то же самое посоветует человек, более близкий по возрасту, подросток вдруг задумывается. Это нормально, и если хочется помочь ученику найти себя, стоит записаться на курс к личному наставнику от MAXIMUM Education. Личный наставник — это почти ровесник школьника, который недавно закончил вуз и готов поделиться прожитым опытом. Он объяснит, как найти и сохранить мотивацию, управлять своим временем с умом и воплощать мечты в реальность.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments