Химия — один из самых сложных предметов на ЕГЭ. Для успешной сдачи экзамена необходимы не только предметные знания, но и способности к анализу и навыки решения математических задач. Чтобы отработать их, посмотрим на ошибки в заданиях на ЕГЭ по химии — 2023 и разберемся, как их избежать.
В этой статье:
Структура ЕГЭ по химииТипичные ошибки на ЕГЭ по химииЗадания, в которых чаще всего ошибаютсяРекомендации по подготовке к экзаменуНа курсах подготовки в MAXIMUM Education мы не только прорабатываем частые ошибки и сложные задания, но и изучаем всю необходимую теорию, набиваем руку на заданиях формата ЕГЭ и решаем пробные экзамены. В результате школьники не переживают на самом испытании и показывают отличный результат. Места в группах еще есть!
Структура ЕГЭ по химии
ЕГЭ по химии состоит из 34 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности, охватывает 4 тематических блока: «Теоретические основы химии», «Основы неорганической химии», «Основы органической химии» и «Химия и жизнь». Для решения некоторых заданий необходимо умение комбинировать знания основ химии и типов расчетных задач.
Максимально за экзамен можно получить 56 первичных баллов. Ответы в тестовой части представляют собой последовательность цифр — в задании обычно просят выбрать несколько подходящих пунктов или соотнести данные из разных блоков. Например, один реагент — с рядом веществ, которые можно различить этим реагентом. Оцениваются эти задания в 1 или 2 балла, причем в двухбалльном задании можно допустить лишь одну ошибку, чтобы получить 1 балл.
Задания второй части имеют высокий уровень сложности, который складывается из знания химии на углубленном уровне, умения рассуждать и открытого формата ответа — здесь нет предложенных на выбор вариантов. Стоимость таких заданий — от 2 до 5 первичных баллов.
Следующий шаг в подготовке к ЕГЭ по химии после знакомства со структурой экзамена — это изучение типичных ошибок и заданий, на которые следует обратить особое внимание.
Типичные ошибки на ЕГЭ по химии
Типичные ошибки на химии можно разделить на несколько видов.
- Невнимательность — это самая обидная причина ошибок. К этому типу относится неправильное прочтение задания (например, не замеченное не в условии), описки при записи ответов в бланк и многие другие, которые звучат как «перепутал…». Такие ошибки зачастую вызваны спешкой и стрессом.
- Нехватка практики — это ошибки, которые появляются особенно часто, когда время ограничено, потому что решение заданий не доведено до автоматизма. Выпускник в общих чертах знает, что нужно делать, но начинает сомневаться в правильности ответа, придумывать метод решения и вдобавок нервничать из-за того, что заканчивается время.
- Пробелы в знаниях — это ошибки, которые сделаны из-за того, что экзаменуемый не до конца изучил необходимый материал.
- Вычислительные — это ошибки, заслуживающие отдельного внимания. Несмотря на то, что на ЕГЭ по химии разрешен калькулятор, многие допускают ошибки в математической части задач.
Этот список общий для большинства экзаменов — а чтобы разобрать ошибки, характерные для химии, обратимся к конкретным заданиям.
Задания, в которых чаще всего ошибаются
Посмотрим на задания, с которыми в прошлом учебному году справилось менее 60% выпускников.
Первая часть
Задание 4 имеет базовый уровень сложности, относится к блоку «Теоретические основы химии» и посвящено видам химической связи, кристаллическим решеткам и строению веществ. В ответ записываются два номера подходящих вариантов — соединений с указанным в условии строением или типом связи. К сожалению, многие выпускники не уделяют достаточного внимания этой теме, что приводит к низкому проценту выполнения — около 58%.
Задания 7 и 8 — повышенного уровня сложности, они оцениваются в 2 балла и проверяют знания основ неорганической химии. В задании 7 необходимо сопоставить продукты реакции с исходными реагентами, а в номере 8 — соотнести вещество с рядом реагентов, в котором каждое соединение взаимодействует с указанным веществом.
Для выполнения обоих заданий необходимы знания о свойствах основных металлов, неметаллов и их соединений, умение анализировать свойства разных классов соединений. Во время подготовки хорошей идеей будет создать схему взаимодействия основных классов веществ — в графическом представлении ее будет проще запомнить. При решении заданий можно прописывать все реакции и проговаривать, к какому классу относится каждое из веществ, — так будет легче ускорить стадию анализа свойств.
Далее в списке частых ошибок в заданиях ЕГЭ по химии — блок вопросов, посвященных основам органической химии. Задание 11 — базового уровня, хотя включает вопросы о гибридизации атомов в органических молекулах, понятиях гомологов и изомеров. Некоторых выпускников пугает гибридизация, поскольку в учебных планах ей бывает отведено мало времени. Чтобы справиться с заданием, с ней важно разобраться — используйте для этого дополнительные источники вроде видеоуроков и онлайн-материалов.
В следующих заданиях рассматриваются свойства углеводородов, кислород- и азот-содержащих соединений. Задания 14–16 — повышенного уровня сложности, обычно заключаются в составлении реакции или сопоставлении реагента и продукта указанной реакции. Выполнение задания требует знания свойств и способов получения важнейших органических соединений.
При их решении удобно прописывать реакции, ведь удержать в голове множество реакций одновременно, а затем их проанализировать — очень сложно. Безусловно, устное составление реакций экономит время, но начинать лучше с записанных реакций. Это помогает анализировать, запоминать способы получения соединений (пригодится во второй части!) и, самое главное, уменьшает риск случайных ошибок. Всё благодаря зрительной памяти 👀
Также на химии распространены ошибки в базовых номерах 17–18 — они относятся к блоку «Теоретические основы химии». Задание 17 связано с понятиями реакций и их классификацией, а номер 18 — с зависимостью скорости разных реакций от неких факторов. Правильно выполняет эти задания лишь 53% выпускников.
Рекордно низкий процент решения, до 47%, в тестовой части — у заданий 24 и 25. Они относятся к блоку «Химия и жизнь» и затрагивают химические процессы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Задание 24 посвящено распознаванию веществ: качественным реакциям, способам идентификации органических и неорганических соединений.
Для выполнения этого номера потребуются знания общих свойств классов соединений и специфических реакций для конкретных веществ. Может показаться, что особенные реакции — сложные, но на самом деле при достаточном количестве практики такие реакции, наоборот, становятся очевидным ответом. Дело в том, что необычные реакции легче запомнить — они особенные!
Задание 25 охватывает огромное количество тем: от правил работы в лаборатории до химии в промышленности и экологии. Кроме того, многие задания связаны с высокомолекулярными соединениями, их получением и классификацией полимеров.
Вторая часть
Все вопросы второй части относятся к заданиям высокого уровня сложности, а баллы в этих заданиях ставят за каждый пункт ответа. Какие ошибки ЕГЭ по химии в них чаще всего допускают?
Для решения заданий 29 и 30 предлагается набор веществ, из которых необходимо составить окислительно-восстановительную реакцию в 29 задании и реакцию ионного обмена в — 30-м.
Задание 30 — самое решаемое среди заданий части 2, у него 79–80% выполнения, а вот у задания 29 процент намного ниже — около 44%. При составлении окислительно-восстановительной реакции важно помнить об описании признаков реакции, данных в условии задачи.
Иногда выпускники правильно составляют реакцию, но она не подходит по визуальным признакам протекания. Следующий пункт для потери баллов — нерасставленные или неверно расставленные коэффициенты в уравнении реакции. За задание 29 можно получить 2 балла: 1 за запись уравнения и 1 за электронный баланс. Описанные выше ошибки относятся к записи уравнения. Записана верная схема реакции, но без коэффициентов — значит, нет уравнения реакции, а при записи баланса обидной ошибкой будет не подписать окислитель и восстановитель в реакции.
Задания 31 и 32 — цепочки, состоящие из четырех неорганических и пяти органических превращений. Оба задания выполняют примерно 60% экзаменуемых. В задании 31 последовательность реакций описана словами, а в номере 32 представлена графически. При этом вещества, участвующие в реакциях, могут быть записаны в виде структурной или брутто-формулы, могут быть названы тривиальным названием или по системе IUPAC, а могут быть неизвестным веществом Х.
Кроме неверно записанных реакций, к потере баллов в этих заданиях приводят незнание тривиальных названий и неуравненные реакции: при неверных коэффициентах реакция не засчитывается, даже если реагенты и продукты записаны верно. Однако в лицо стоит знать не только своих врагов, но и помощников при выполнении этих номеров.
Часто выпускники спрашивают, нужно ли учить все условия протекания, катализаторы для органических реакций и получают ответ: «Не пишите катализаторы, потому что за ненаписанные баллы не снимут, а за написанные неправильно — снимут». Условия действительно можно не писать на самом экзамене, но знать их полезно, потому что они укажут на конкретную реакцию, которую нужно использовать в цепочке.
Задание 33 — расчетная задача, в которой экзаменуемый должен установить формулу органического соединения, а затем, используя дополнительные условия задачи, составить структурную формулу вещества и записать реакцию, то есть вспомнить функциональные группы и свойства классов органических соединений. Верные расчеты, структурная формула и требуемое уравнение реакции приносят по 1 баллу. Расчетная часть задачи несложная, а вот с итоговой структурной формулой сложнее — полный балл за задание 33 получает около 40% учеников.
Задание 34 — страшный сон всех сдающих ЕГЭ по химии. Это действительно сложная задача, требующая записи нескольких непростых уравнений неорганических реакций, а после — составления математического уравнения (или системы) и проведения большого количества расчетов.
Полностью решает задачу 34 лишь 8–9% выпускников, однако получить неполный балл за это задание не очень сложно. Запись всех химических уравнений уже приносит 1 балл. Частые ошибки в задаче 34 — банальная невнимательность и математические ошибки. Чтобы избежать их, пользуйтесь калькулятором и перепроверяйте вычисления.
Типичные ошибки по химии в этой задаче — неумение построить математическую модель того, что происходит в задаче, и неспособность учесть множество последовательных процессов. Проще говоря, это непонимание того, что происходило бы в реальности, если бы мы провели описанные эксперименты. Например, в реакции выделяется газ, а участник экзамена не учитывает это и начинает считать массовую долю какой-нибудь соли в растворе, не поняв, что масса раствора изменилась. Совет лишь один: медленно, последовательно решайте подобные задачи в большом количестве. Начинайте с простых, постепенно повышая уровень сложности.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Постоянно практикуйтесь
При подготовке к экзамену важно уделять внимание всем темам и регулярно прорешивать задания разных типов. Даже если кажется, что какие-то номера вы уже готовы выполнять с закрытыми глазами, не переставайте решать эти задания, потому что отсутствие практики ведет к быстрой потере навыка.
Проводите работу над ошибками
При проверке своих ответов обязательно обращайте внимание на задания, которые получаются, и на те, в которых допущены ошибки. Удобно вести таблицу, проставляя баллы по заданиям, — так вы сможете отследить динамику, поймете, какие темы и задачи стабильно вызывают сложности. Анализируйте результаты — это поможет грамотно выстроить подготовку и распределить время на практическую работу с заданиями в соответствии с успешностью их выполнения.
Пользуйтесь калькулятором для экзамена
Старайтесь не использовать при расчетах калькулятор на телефоне или компьютере — лучше научиться пользоваться калькулятором, который вы возьмете на ЕГЭ. Знакомый рукам калькулятор на экзамене сэкономит вам время и поможет избежать случайных ошибок.
Готовьтесь ментально
Стоит сказать о последней ошибке — это страх. Страх перед задачей 34, страх перед тем, что что-то может не получиться. Безусловно, писать экзамен очень волнительно, но, пожалуй, самое морально трудное — ожидание. Ожидание начала экзамена, получения своего КИМ. После раздачи заданий вы погружаетесь в решение, а страх возвращается ближе к концу экзамена, когда осталось немного времени. Пользуйтесь моментом и старайтесь продемонстрировать все знания и навыки, которые вы получили за время подготовки.
Учитесь концентрироваться
Чтобы на ЕГЭ вы смогли абстрагироваться от происходящего вокруг и сосредоточиться на выполнении заданий, нужно добавить в подготовку кое-что, не входящее в официальный список требуемых навыков. Заранее подумайте о том, что поможет вам сконцентрироваться на задачах. Кто-то делает несколько глубоких вдохов перед тем, как приступать к решению, кто-то быстро просматривает весь КИМ. Это хороший способ успокоиться, поскольку вы сразу видите, что ничего сверхъестественного в варианте нет, а принцип решения вам понятен.
Помните, что качественная подготовка — это баланс здоровой жизни и работы с заданиями и учебниками. Не забывайте двигаться, гулять, следите за питанием и сном. Не лишайте себя общения с друзьями, потому что в этот сложный период вам необходима поддержка людей, которых вы цените. У вас всё получится!
Узнать, как экологично готовиться к ЕГЭ по химии, а еще получить лайфхаки и советы от опытных преподавателей вы сможете на занятиях в MAXIMUM Education. Постоянная практика, повторение теории и вера в себя помогут вам добиться высоких баллов!