Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Задание 11 в ЕГЭ по литературе: как написать сочинение на высокий балл

19.04.2023 Обновлено 02.04.2024 8535
Галина Загоруйко
Преподаватель литературы, сдала ЕГЭ на 98 баллов и отучилась в РУДН

Сколько бы сочинений вы ни написали за учебный год, задание 11 в ЕГЭ по литературе все равно остается одним из самых сложных на экзамене. В статье объясняю, как оценивается ваше сочинение, какую тему лучше выбирать и по какому алгоритму писать текст, чтобы получить высокую оценку.

В этой статье:

Из чего состоит 11 задание ЕГЭ по литературеКак выбрать тему сочиненияКак оценивается сочинениеАлгоритм решения

Задание 11 ЕГЭ по литературе

Узнать, как справляться со всеми частями экзамена, разобраться в ловушках ЕГЭ и отработать самые сложные задания — все эти задачи я помогаю решить на курсах подготовки к ЕГЭ MAXIMUM Education. На сайте представлены разные форматы занятий, которые позволят школьнику получить всю нужную теорию и потренироваться на заданиях образца ФИПИ. До встречи на уроках!

Из чего состоит 11 задание ЕГЭ по литературе

Это задание самое дорогое и одно из самых сложных в ЕГЭ по литературе. Оно представляет собой большое сочинение объемом не менее 200 слов — в отличие от четырех предыдущих мини-сочинений. Сдающий выбирает одну из пяти предложенных тем.

Вот пример из демоверсии ФИПИ 2024 года:

Задание 11 ЕГЭ по литературе

С этого года, согласно изменениям ФИПИ, вопросы начинаются со второй половины XIX века. Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие ранние писатели либо вообще не попадутся в ЕГЭ, либо встретятся в качестве одного из вариантов, как в вопросе 11.4.

Как выбрать тему сочинения

Ориентируйтесь на свои знания и личные предпочтения. Писать сочинение по любимому произведению всегда проще, если вы хорошо его знаете. Но в этом случае есть риск уйти от вопроса в лишние рассуждения, и тогда снимут баллы за критерий К4 — композицию и логику. Чтобы этого избежать, сначала подготовьте план с тезисами. Так вы будете знать, что вам есть что сказать и не словите ступор на середине сочинения, а также сможете придерживаться логики изложения и темы. 

Не советую брать тему 11.5, хотя она зачастую привлекает школьников своей более творческой формулировкой. Но именно из-за этого есть риск пуститься в полет фантазии и не набрать высокого балла. Например, моему ученику попалась тема «На что бы вы обратили внимание, разрабатывая киноадаптацию пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”»?». И он как будущий режиссер пустился в рассуждения о свете и монтаже, забыв, что ЕГЭ — это проверка знаний по литературе. Любой вопрос независимо от формулировки предлагает проверку базового набора знаний по произведению, а не вашего воображения.

Как оценивается сочинение

Задание 11 ЕГЭ оценивается по 8 критериям и максимально может принести ученику 18 баллов.

К1 — глубина раскрытия темы — 3 балла. 

Это значит, что ученик пишет по заданной теме, не подменяя ее, и раскрывает ее глубоко. Использование 2–3 тезисов помогает раскрыть проблему с разных сторон и избежать поверхностности.

К2 — аргументация — 3 балла. 

Для наивысшего балла ученик должен опираться на важные элементы сюжета, при этом не уходя в пересказ. Также здесь важно соблюдать фактическую точность, то есть не путать факты, правильно писать фамилии, и не искажать авторскую позицию. Лучший способ проверить себя — подтверждать каждый тезис аргументами: если аргумент не подбирается, значит, вы пишете не то.

К3 — использование литературных терминов — 3 балла.

В сочинении важно использовать литературные термины: жанр, направления, средства выразительности, психологизм и пр. Но для получения наивысшего балла по этому критерию как минимум 2 термина должны быть не просто упомянуты, но и включены в анализ, помогая развитию вашей мысли.

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» показана проблема лишнего человека — термин использован.

Так как произведение Лермонтова «Герой нашего времени» написано в направлении реализм, которому соответствует противоречивость героев, Печорин также представляет собой противоречивую натуру и его поведение нельзя трактовать однозначно — термин использован и включен в анализ, если вопрос был про характер Печорина. 

К4 — композиция и логика — 3 балла.

Для получения максимального балла необходимо, чтобы мысль ученика не повторялась, не было логических противоречий, все части сочинения были последовательны и связаны. Для этого я рекомендую писать план и придерживаться структуры «введение — основная часть — заключение», использовать слова-связки. 

К5 — речевая точность — 3 балла. 

Отсутствие речевых ошибок: лексических повторов, просторечий и др. Одну ошибку вам могут простить, но не более. 

К6 — орфография — 1 балл. 

С 2024 года могут простить только 1 ошибку.

К7 — пунктуация — 1 балл.

С 2024 года могут простить только 1 ошибку.

К8 — грамматика — 1 балл.

С 2024 года могут простить только 1 ошибку.

Алгоритм решения

Чтобы сэкономить время, избежать страха белого листа и получить максимальный балл, советую пользоваться алгоритмом. 

Задание 11 ЕГЭ по литературе

1. Выбрать тему, основываясь на своих знаниях или личных предпочтениях.

2. Набросать на черновике план, который будет содержать 3 основных тезиса, раскрывающих заданную тему.

3. Записать введение: 2–3 предложения. Есть несколько способов:

  • переформулировать вопрос задания в утверждение: «Как в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” раскрывается тема творчества?» — «В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” раскрывается тема творчества»;
  • сразу выдвинуть основной тезис, который потом будете подтверждать;
  • дать общую информацию по автору, его творчеству и пр.

4. Записать основную часть, используя план. Формула успеха: 3 тезиса + аргументация под каждый тезис. Например: «Является ли Болконский романтическим героем?» 1-й тезис: кто такой романтический герой; 2-й тезис: характеристика Андрея Болконского; 3-й тезис: Болконский — герой реализма.

5. Записать заключение — краткий ответ на вопрос «К какому выводу я пришел на основании всего, что написал выше?».

6. Проверить сочинение на речевые, фактические и другие ошибки.

Лайфхак 1

Задайте себе вопросы на тему сочинения, 7–10 штук. Последовательно отвечая на них, вы придете к основному ответу и напишете основную часть. Например: «Почему Базаров и Павел Кирсанов являются антагонистами?» Кто такой антагонист? Каким показан Базаров? Каким Кирсанов? Каких взглядов они придерживаются? О чем спорят? Какая идея произведения? Почувствуйте себя детективами, которые нитка за ниткой распутывают сложное дело 🧐

Лайфхак 2 

При проверке не старайтесь учесть всё, а выберите один критерий для вычитывания. Например, сейчас вы проверяете только на речевые ошибки, не смотря на логику, суть, композицию. Наш мозг не многозадачный, при попытке проверить сразу всё, вы упустите множество ошибок. 

После сочинения дайте себе передышку, перейдя к другим заданиям, а уже после возвращайтесь к проверке. Без этого замыленный взгляд может пропустить ошибки.

guest
2 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Аватар

Походу я передумала сдавать литру 😨

Аватар

Спасибо большое за отличное объяснение!

1