Как помогать ребенку с уроками — вопрос, который беспокоит многих родителей. И он далеко не такой простой, как кажется. С одной стороны, нужно давать ребенку развиваться самостоятельно, с другой — важно не допустить нервных срывов и перенапряжения. Как найти золотую середину? Чтобы ответить на этот вопрос, я поговорила с материю подростка, своей подругой Елизаветой, которая уже участвовала в создании статьи про карманные деньги. Она расскажет о том, как помогала своей дочери справляться с трудностями — с рождения и до первых курсов университета.
В этой статье:
Концепция «ленивый родитель»Начальная школаПереход к самостоятельностиРасстановка приоритетовПолезно ли помогать ребенку с уроками?Как помогать ребенку с уроками? Самое важноеНа мой взгляд, «помогать ребенку с уроками» родители начинают с самого рождения ребенка. Каждый родитель имеет в отношении своего ребенка некие ожидания (осознанные и не очень) – и, в зависимости, от того, какую задачу отводит своему ребенку в будущем, так и будет выстраиваться «помощь».
Например, будущего главу крупной корпорации будут воспитывать и обучать иначе, чем сына чернорабочего (что, кстати, не гарантирует, что мальчик возглавит корпорацию, а сын чернорабочего станет чернорабочим). Как и дочь художника или академического профессора. Сценарии будут самые разные, но суть одна — дети должны соответствовать социальному положению, окружению и статусу родителей. Независимо от того, хотят этого сами дети или нет, обладают ли соответствующими навыками или нет. Я не возьмусь осуждать за это родителей — это сложный вопрос с элементами философии, кармы и могучей судьбы, и я сама до конца не свободна от этого. Но все же лично я за подход в воспитании «ленивые родители» и за возможность ребенку делать собственный выбор с самых ранних лет.
Концепция «ленивый родитель»
Под концепцией «ленивый родитель» я подразумеваю то, что ребенку должны быть созданы относительно безопасные условия, в которых имеет возможность самостоятельно исследовать мир. Например, когда моя дочь научилась ползать, она пыталась вставать и открывать дверцы шкафов. Чтобы не бегать за ней по всему дому, я набила нижние шкафы тряпьем или мягкими предметами — если они и выпадут, то не поранят дочь.
Для меня было важно, чтобы она училась ходить сама — без опоры на меня или за ручку, или на «ходунки» (про «ходунки» мне говорили, что они искажают походку и потом ребенку приходится переучиваться ходить заново). Я не руководствовалась каким-то особым подходом, не читала специальной педагогической литературы — я этим не «хвастаюсь», просто факт.
Потом, когда дочь научилась ходить и лазить по гимнастическим снарядам, я стала учить ее правильно падать, чтобы она смогла делать это безопасно. На детских площадках тогда часто были лесенки из вкопанных брёвнышек, зимой они покрывались льдом и становились очень скользкими, но, с другой стороны, сугробы вокруг снижали высоту лесенки и падать было не страшно. С них-то мы и кувыркались — я влезала на лесенку и падала с нее, стараясь сгруппироваться (я не спортсменка, поэтому выходило по разному, но я очень старалась :)). Дочь наблюдала за мной, и потом была ее очередь залезать и падать. Сказать, что я осознанно тренировала ее – нет, это было на уровне каких-то почти звериных инстинктов, мне просто казалось это правильным.
Однажды дочь и правда сильно упала, летом со скользкой бетонной лестницы, я видела как в замедленной сьемке, как ее голова приближается к бетонному краю, как вдруг она сворачивается клубочком и перекатывается вперед, как тогда, когда мы учились на деревянной лестнице, благополучно встает и бежит дальше, не обратив внимания на факт своего падения.
Основой моего подхода была мысль, что я НЕ ВСЕГДА буду рядом, а значит, она должна уметь справляться со сложностями и без меня.
Начальная школа
Дочь призналась мне, что не любила учится, когда была маленькой. И первые два класса она часто делала уроки с бабушкой. Бабушка отнеслась к задаче очень серьезно, она изучила методическое пособие для педагогов (например, к учебнику по математике Л.Г. Петерсон), чтобы понять, как по нему преподавать.
Учебник был нестандартный, он обучал думать нестандартно, и большинство школ от него, в итоге, отказались, так как учителя не понимали его. Бабушка об этом не знала и поэтому спокойно обучала дочь по этому учебнику.
Бабушка умела спокойно и толково все объяснить. Дочь бабушку побаивалась, но уважала, ибо та была строга, но справедлива. С дедушкой дела обстояли хуже, он мог вспылить, накричать, и тогда было просто очень страшно, думать не получалось. Современные психологи объясняют это тем, что, когда мозгу страшно — он фокусирует все ресурсы на готовности «бить или бежать», отрубая другие процессы.
Пугать, обижать, кричать на ребёнка под видом «помощи по урокам» точно не стоит. Даже самый умный и способный ребенок под таким давлением сильно «замедлится», если вообще не перестанет соображать. Это физиология.
Переход к самостоятельности
С третьего по восьмой класс дочь делала уроки самостоятельно. По ее словам, в этих классах программа позволяет заниматься без помощи взрослых. И здесь важно учитывать уровень момотивации ребенка и уровень его загруженности вне школы.
У моей дочери нагрузки после школы в этот период были умеренные, с самомотивацией у нее тоже все было в порядке. Быть отличницей в ее школе означало пользоваться уважением учителей и учеников, а также существенно снижало стоимость обучения (оно было платным).
«Трэш и боль» начались в 9 классе, когда дочь решила, что хочет поступать на мехмат МГУ. Мы наняли репетиторов по математике и физике. Плюс танцы, вокал и школа, куда пришла новая учительница по литературе и русскому языку. Она обрушила на головы детей всю мощь русско-советской классической литературы, требовала по 2-5 сочинений в неделю и знание текстов: Толстой, Чехов, Достоевский, Ахматова, Маяковский, Замятин и так далее. Кроме того, сама школа специализировалась на английском языке, и там тоже ужесточилась программа. Все это накладывалось дополнительно на «подростковый период» со всеми его сложностями, включая гормональные качели, бешеную самокритику и недовольство собой по всем поводам сразу.
Расстановка приоритетов
Выдержать такое не под силу и взрослому, нервы Жени звенели как канаты. И здесь мой подход к помощи по урокам был такой – нужно определиться с приоритетами. Подготовка к университету и ЕГЭ – по нужным нам предметам была главной. Спорт и вокал необходимы для разрядки тела. Остальная школьная программа – благополучно «сливалась».
Но было одно НО. Дочь хотела золотую медаль, что было заслуженно, и совсем все «сливать» было нельзя. По части предметов учителя пошли навстречу и снизили требования, сохраняя хорошие отметки. Но учительница по русскому билась, как лев, твердо решив, что моя дочь должна забросить дурацкую математику и стать «нормальным человеком» — всерьез заняться литературой! Она была хорошей женщиной, одержимой своим предметом, но других наук для нее не существовало. А «англичанин», в свою очередь, полюбил в качестве домашних заданий поэтические переводы.
Свою задачу я видела в том, чтобы помочь довери с теми вопросами, на которые ей не хватало времени. Я не видела ничего плохого в том, чтобы помогать ребенку с уроками, если это нужно. И взяла на себя помощь с литературой и английскими поэтическими переводами. Здесь мы работали в команде — делили работу, советовались. В сложных случаях, например, для сочинения по антиутопии Замятина «Мы» была привлечена тяжелая артиллерия в лице бабушки. Честно, я просто не смогла читать эту книгу! Бабушка прислала нам мощную академическую статью на 12 листов c историей понятия «утопия, антиутопия», анализом исторической обстановки и оппонентов Замятина. Письмо бабушки сопровождалось текстом «Ненавижу Замятина, ненавижу 20 век, ненавижу утопии и русскую интеллигенцию!» и тревожным звонком от дедушки: «Что вы сделали с бабушкой?! Она заперлась на кухне, кричит, разбрасывает бумагу! Немедленно отстаньте от нее!». Мне составило немало труда «обрезать» ее потрясающий труд до уровня школьного сочинения. А, жаль!
Для меня было важно спасти здоровье и нервную систему дочери. Я считала, что она вполне самостоятельный человек, но невозможно объять необъятное, и нет необходимости вставать в какую-то специфическую позу. Я продолжила помогать с уроками и тогда, когда Женя поступила в университет, на мехмат. Ей пришлось учится на уровне выпускников математических школ и интернатов, догонять и перегонять их, и я опять взяла на себя помощь по обширной гуманитарной программе (25 % от всех курсов мехмата).
Моя помощь была поддержкой, необходимой для снятия тревожных, а иногда и панических состояний, которые охватывали ее во время учебы. И, да, многие статьи и рефераты написаны были мною – по истории, английскому языку, истории права, философии, поэзии, юриспруденции. Некоторыми моими работами мы гордились вместе, так как они получили высокую оценку преподавателей МГУ.
Полезно ли помогать ребенку с уроками?
Что в школьные, что в университетские времена дети просят о помощи одинаково… часов в 11 вечера. Сначала простенькое «нарисовать плакат на Новый Год» или «вышить петуха на салфетке, которого надо на этой салфетке еще и нарисовать». При том, что ни рисовать, ни уж тем более вышивать я не умею. От слова «вообще». Потом, «нам на завтра сочинение задали…», «поэтический перевод стихотворения с английского…», «мне не понравился ужасный сценарий нашего выпускного концерта и я сказала, что напишу сама!… Эээ, ты напишешь?»
Далее задачи усложняются. «Мама, мне нужно поэтический отклик на стихотворение Бродского на завтрашний семинар по литературе, напишешь?», «Мама, мне завтра на зачет по стартапам надо придумать какой-то стартап с анализом возможных рисков при его открытии, придумаешь?», «Мама, у меня через пять дней зачет по спецкурсу о Шекспире, нужно эссе с анализом его произведения, исторической обстановки с опорой на материалы курса, и у меня не все записи, сделаешь?», «творческое задание по истории Москвы», «реферат по философии», «10 билетов по английскому»…
И ты рисуешь, вышиваешь, пишешь, сочиняешь, придумываешь за ночь стартап, стихотворения, переводы. В сжатые сроки анализируешь сложнейшие тексты, выдаешь из них ясные и понятные экстракты, чтобы и дочери было легко их читать, чтобы она могла уловить самую суть, не тратя много своего времени… Такого объема знаний я не получала со своих учебных лет, хотя мне кажется, я тогда так не напрягалась.
Но результат того стоил. Я открыла в себе удивительные таланты, о которых даже не подозревал раньше! А дочь могла спокойно и обстоятельно фокусироваться на актуальных для нее задачах. И часы совместного с ней творчества и ее уважение, и восхищение моими творениями, и ее спокойный сон, и смех. Все это, дорогие родители, дорого стоит.
Как помогать ребенку с уроками? Самое важное
- Не кричите на ребенка, не пугайте его – от страха уровень мыслительных способностей снижается или блокируется совсем. Помогать ребенку с уроками нужно в первую очередь своим настроем.
- Если не можете сохранять спокойствие во время занятия – наймите внешнего преподавателя, у которого нет ваших ожиданий от ребенка, и он просто будет объяснять ему предмет.
- Если ребенок в сильном стрессе, сделайте домашнее задание за него. Вам ведь нужен здоровый ребенок, верно? Потом, когда он, успокоится можно ему объяснить, как и что вы делали, чтобы он смог защитить работу.
- Не стойте над душой, если ребенок взялся сам разобраться в чем-то. Отойдите, дайте ему время подумать, не дергайте «а ты закончил?». Можно назначить контрольное время и подойти к нему в это время.
- Объясните ребенку, что все люди думают по-разному и с разной скоростью. Главное, что решение найдено самостоятельно, пусть даже он тратит на него больше времени, чем сосед по парте. После решения множества таких задач навык усиливается, скорость решения увеличивается. Нужно просто дать себе время на обучение.
- Самое главное ожидание от родителя, когда ребенку нужна помощь – это ощущение безопасности и принятия. Родительские объятия – это место, куда можно ткнуться и безнаказанно побыть слабым, глупым, несчастным. А потом услышать: ты – молодец. Ты справишься, я с тобой. Родительский дом — это место, где из шкафов на тебя падает только мягкое. Ну или старый башмак, на худой конец.
Очень понравилось! Видно стремление к балансу.
Статья написана с позиций родительской любви, это здорово — но смутил показавшийся уж очень большим, если не сказать излишним, объем выполняемой за ребёнка работы. Самостоятельность? Золотая медаль? Заслуженно?… Тем не менее, уважаю Вашу позицию и поражаюсь Вашему самопожертвованию))