Сегодня IT — одно из самых популярных и высокооплачиваемых направлений для работы. Но к айтишникам относятся не только разработчики и тестировщики, а еще, например, аккаунт-менеджер, которым может стать даже гуманитарий. Узнали у Татьяны Анисимковой, аккаунт-менеджера в компании Multisite, что такое аккаунтинг, перспективная ли эта работа и какими качествами нужно обладать, чтобы ее получить.
Выбрать профессию и направление учебы — задача со звездочкой. Решить ее вам поможет бесплатная консультация с экспертом по профориентации Maximum Education. На ней вы пройдете наш авторский тест и получите расшифровку результатов с подходящими вам профессиями, специальностями, на которых им обучают, и предметами для сдачи на ЕГЭ. Приходите на встречу с экспертом, чтобы найти свое призвание.
Таня, расскажи, кто такой аккаунт-менеджер и чем он занимается?
Аккаунт-менеджер — это связующее звено между клиентом и техническим специалистом. Это звено нужно для того, чтобы технарь занимался своей работой и не отвлекался на общение с клиентами, а аккаунт понятным для заказчика языком объяснял всю информацию и наладил обмен запросами и обратной связью.
Например, по описанию клиента аккаунт-менеджер поставит ТЗ техспециалисту, проследит за сроками выполнения, передаст заказчику для проверки и примет правки. В общем, будет общаться с двумя сторонами и облегчать выполнение работы. Заказчику объяснять процессы, а техническому специалисту — помогать фокусироваться только на его стороне работы.
Как ты выбрала эту должность, что тебя подтолкнуло?
Я филолог и много работала по профессии: журналистом, копирайтером, редактором в издательстве. Гуманитарная сфера — мое призвание, но мне хотелось развиваться и учиться новому, поэтому я решила попробовать себя в IT. Оказалось, что это не только интересная мне сфера, но еще и перспективная и высокооплачиваемая. Так что я захотела продолжить свой карьерный путь в области информационных технологий.
Где ты училась на аккаунт-менеджера, какое у тебя образование?
Я училась в Балтийском федеральном университете на направлении «Отечественная филология», то есть у меня не техническая специальность. Аккаунтингу я научилась на стажировке в своей компании. Она длилась два месяца, и я погружалась в функционал аккаунт-менеджера с самых азов.
Я смотрела много обучающих видео, читала литературу по теме, постоянно общалась со своим наставником. Эта программа была с гарантированным трудоустройством: в конце обучения я успешно сдала экзамен и осталась работать. Так что стажировки — действенный способ сменить сферу деятельности и попасть в новую область.
А есть ли специальные программы обучения или курсы, на которых учат на аккаунт-менеджера?
Аккаунт-менеджер — не профессия сама по себе, эту позицию можно занимать в какой-то сфере: например, в компании по SEO-оптимизации сайтов или стартапе по разработке мобильных приложений. Поэтому можно выбрать область, которая вам интересна, погрузиться в нее и выполнять функции аккаунта. Это организаторская работа, напрямую связанная с IT, но работать вы будете в первую очередь с людьми.
Как найти работу в аккаунтинге?
На самом деле поиск работы в аккаунтинге ничем не отличается от любого другого. Думаю, основных способа три: через агрегаторы вакансий вроде hh.ru, Telegram-каналы с вакансиями и на сайтах и в соцсетях компаний, деятельность которых вам откликается.
Даже если у вас нет опыта или он нерелевантный, не бойтесь пробовать. Возможно, в компании есть программы наставничества или стажировки.
У аккаунт-менеджера есть возможность подняться по карьерной лестнице? Какая зарплатная вилка у специалистов?
Чаще всего у аккаунт-менеджеров нет ярко выраженного вертикального роста, зато есть возможности для роста горизонтального. Например, углубить свои знания в сфере IT и переквалифироваться в проджект-менеджера. Зарплатная вилка варьируется в зависимости от города работы, но в Москве, скажем, средняя зарплата — 70 000 ₽. При выполнении KPI — ключевых показателей эффективности сотрудника — и повышении своей квалификации можно рассчитывать на финансовый рост.
Как ты углубляешь свою экспертизу, что смотришь или читаешь по профессии?
Я развиваюсь в областях менеджмента и отношений с людьми. Например, могу посоветовать список литературы, рекомендованный Высшей школой экономики, и книгу «Новые правила деловой переписки» Максима Ильяхова.
Какие плюсы и минусы работы аккаунт-менеджером?
Из минусов: постоянное общение с людьми — это часто стресс, потому что люди бывают разные. В работе аккаунт-менеджером важно уметь абстрагироваться от плохого настроения клиента и спокойно обрабатывать обратную связь. Ни в коем случае не нужно принимать негатив на свой счет, потому что с вами разговаривают как с представителем компании, а не отдельным человеком.
Что касается плюсов, аккаунтинг в IT — это интересная и перспективная работа, за которую можно получать хорошие деньги. Вы не ограничены в профессиональном росте и каждый день приобретаете новые хард и софт скиллс. Должность аккаунт-менеджера может стать вашей отправной точкой в мир IT и возможностью переквалифицироваться из гуманитария в технаря.
Какими качествами нужно обладать, чтобы успешно заниматься аккаунтингом?
Это работа, которая требует внимательности и скрупулезности, умения следить за мелочами, ведь из деталей складывается общая картинка. Также не помешает дипломатичность, умение смягчать углы и терпение по отношению к людям: и клиентам, и коллегам.
В аккаунтинге работа в режиме многозадачности — не просто штамп из резюме. Вы можете планировать одни задачи на день, а выполнять совершенно другие, потому что произошла чрезвычайная ситуация — например, сломался сервер и упали все сайты. Поэтому, конечно, из требований и стрессоустойчивость: это не та работа, где вы сможете весь день тихо провести за компьютером ни с кем не общаясь.
Соответственно, коммуникабельность и умение найти подход к человеку — обязательные качества аккаунта. Да-да, постоянно приходится разговаривать по телефону и писать письма. Поэтому интроверту может быть тяжело в этой должности, зато экстраверт сможет раскрыть весь свой социальный потенциал.