Помимо сдачи ЕГЭ, всех желающих попасть в ведущие вузы страны вроде МГУ и ВШЭ ждет задача со звездочкой: дополнительные вступительные испытания. Можно ли обойти их и поступить без ДВИ? Ученица MAXIMUM Education Маша Смирнова доказывает — можно! Она сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов и поступила в Высшую школу экономики без вступительных испытаний. Преподавательница литературы Марина Штерман расспросила Машу об ее успехе.
Маша, поздравляю со статусом студентки! Расскажи, сколько баллов ты набрала на ЕГЭ и куда с ними поступила?
Я поступила в московский филиал ВШЭ на программу журналистики. В сумме набрала 406 баллов: 200 за вступительные испытания; 6 — за олимпиаду; 3 — за золотую медаль; 97 — за русский язык и 100 — за литературу.
Вуз практико-ориентированный, поэтому уже сейчас, на первом курсе, нас активно запускают в медиапространство, просвещают о его тонкостях. Поэтому в том, что я найду себе работу после выпуска, я не сомневаюсь. Смогу позже работать корреспондентом, репортером, редактором, оператором или видеомонтажером.
Как проходили вступительные испытания и стоит ли их бояться?
Вступительных испытаний точно бояться не стоит. Хотя фактически я их не сдавала, поскольку из-за победы в необходимой олимпиаде мне зачли вступительные сразу. Но я всё равно могу сказать, что вся информация о том, что ждет на них, есть в открытом доступе. Маршрут по подготовке к вступительным испытаниям опубликован на сайте каждого вуза, поэтому сдать их не составит труда, если быть достаточно упорным и целеустремленным.
Поделись секретом, как тебе удалось поступить без вступительных?
Я стала призером олимпиады от ВШЭ «Высшая проба». Это олимпиада первого уровня, то есть считается самой сложной, хотя фактически было нетрудно. Если бы я победила в ней, то поступала бы по БВИ — без вступительных испытаний. Но я заняла третье место, и поэтому мне поставили за них 200 баллов. Фактически получилось и так без вступительных.
Заочный этап представлял собой тест на знание литературы и медиа с простыми вопросами. А на очном этапе нужно было написать эссе по предложенной теме и новостную заметку по самым крупным событиям 2022 года.
Знаю еще значительные олимпиады: «Покори Воробьевы горы!», «Ломоносов», Московская олимпиада школьников и олимпиада школьников СПбГУ. Но в итоге я в них не участвовала.
Есть ли подводные камни при поступлении в ВШЭ?
Во-первых, неожиданным стал тот факт, что при подаче документов в ВШЭ в Петербурге и Москве засчитывалось разное количество баллов за одни и те же индивидуальные достижения. Мое призерство в олимпиаде в московской ВШЭ засчитали, а в питерской — нет.
Во-вторых, конкретно на программу журналистики вступительное испытание поделили на два отдельных экзамена: собеседование и творческое испытание, которые в сумме давали 200 баллов, а не 100. Поэтому, когда я взяла призерство в олимпиаде, нужно было понять, зачтут мне оба этих испытания или только одно. Выясняя это, я была вынуждена звонить в приемную комиссию 7 раз, и каждый раз мне давали новые ответы. В итоге вплоть до публикации рейтингового списка я не знала, зачтут ли олимпиаду вообще. И только после увидела, что у меня стояли две галочки — за оба вступительных.
В-третьих, конкурсные списки формировались странно. В одном списке были все: и льготники, и целевики, и общий конкурс. Получалось так, что я, имея в сумме 406 баллов, была на 52-м месте, а человек с 120 баллами — на 27-м. Это был самый тревожный и напряженный факт для меня. В итоге пришлось высчитывать самой и снова звонить в приемную комиссию.
Какой формат подготовки к ЕГЭ ты выбрала и почему именно его?
В MAXIMUM Education я занималась на курсе литературы. Я выбрала именно такой формат обучения, потому что для меня литература в контексте подготовки подразумевала постоянную дискуссию: обсуждение сюжета, биографий авторов и, конечно, всяких тонкостей экзамена. И я не понимала, как репетитор может обеспечить мне обмен мнениями.
К тому же еще со школы работа с учителем один на один вызывала во мне дискомфорт, поэтому я решила, что групповые занятия будут для меня идеальным вариантом. А конкретно в MAXIMUM Education пришла из-за хороших отзывов ребят, которые уже готовились там. И некоторые учителя в школе часто отзывались об этом образовательном центре как эффективном.
Оправдались ли твои ожидания от курсов?
Мои ожидания оправдались полностью: я получила результаты, о которых и не могла мечтать в начале года. Безусловно, огромную роль сыграло мое личное упорство, то, с какой ответственностью я подходила к подготовке в целом. Но необходимую теоретическую базу я получила именно в MAXIMUM Education. И была особенно рада, что были дискуссии, которых я так ждала, понимающий преподаватель и удобная платформа. Я искренне рада, что в образовательном центре была именно такая комфортная для меня система.
Вот такое голосовое сообщение записала мне Маша, когда узнала, что у нее 100 баллов по литературе:
Марина, я просто хочу сказать тебе огромное спасибо! Я не представляю этот год без тебя! Я даже сейчас вслух не могу произнести, что у меня 100! Боже, этого бы не было без тебя! Этот год был нереально крутым! Я сейчас просто лужа слез от счастья, правда!
Есть ли способ не выгореть за год подготовки?
К сожалению, за год подготовки без выгорания у меня не получилось. Вот даже в зимнюю пору, когда кругом хандра, холодно, темно, всё, что я делала, — зубрила материал. Я очень много требовала сама от себя — даже больше, чем преподаватели. Я занималась литературой в ущерб себе буквально днем и ночью: откладывала сон и еду, встречи с друзьями. У меня была единственная цель перед глазами — 90+ баллов за экзамен.
Я очень усердно к ней шла, поэтому вынесла для себя важный урок: все-таки отдых — одна из главных составляющих подготовки, потому что успокоиться и быть уверенным, что ты готов на 100%, невозможно. Всегда есть страх, что ты что-то не доучил или не понял. Но никогда нельзя себя «закапывать» в учебе.
Мне сильно помогало понимание со стороны преподавателя. Например, когда я просила о переносе дедлайна по домашке, к этому относились с полным пониманием. Я могла сдать какие-то работы позже, какие-то могла не сдать вообще, но тогда я компенсировала это своей активной подготовкой и работой в классе. Преподаватель в целом всегда был уверен в том, что я знаю материал.
И еще помогало общение с ребятами в группе. Дружеская атмосфера дарила мотивацию: я понимала, что не одной мне так трудно. Также меня мотивировал успех, когда я могла отслеживать прогресс. В этом, кстати, помог сильно MAXIMUM: я видела, как каждый раз растет балл за пробники.
Что мешало тебе во время подготовки к экзаменам и как справлялась с этим?
Сильно мешал стресс, который я сама себе навязала, и тревога о том, что от результатов ЕГЭ зависит не только конкретный момент, а вообще мое будущее: вуз, город, в котором я буду жить.
Еще и некоторые школьные учителя повторяли, что сдать ЕГЭ по литературе на 80+ почти нереально. Это давило, но в какой-то момент школа пошла навстречу, и мне позволили уйти на домашнее обучение.
Какой главный совет по подготовке к ЕГЭ и поступлению без вступительных ты дашь нынешним выпускникам?
Главный совет для выпускников — не бояться. Всё возможно, если работать. Упорный труд поможет достичь цели. Но никогда нельзя работать в ущерб себе: нужно просто найти этот баланс и перестать чувствовать вину за отдых, на который вы имеете право.