Задание 4 ЕГЭ по литературе — первое, маленькое, сочинение из многочисленных развернутых ответов экзамена. Оно может принести до 4 баллов и на первый взгляд кажется ученикам легким, но и на нем можно допустить досадные ошибки и потерять баллы. Объясняю, как правильно комментировать фрагмент текста, и делюсь алгоритмом решения задания 4!
В этой статье:
Из чего состоит задание 4Как оценивается сочинениеРаспространенные ошибкиЗадание 4 ЕГЭ по литературе: алгоритм решенияВопрос-ответУзнать, как справляться со всеми частями экзамена, разобраться в ловушках ЕГЭ и отработать самые сложные задания — все эти задачи я помогаю решить на курсах подготовки к ЕГЭ MAXIMUM Education. На сайте представлены разные форматы занятий, которые позволят школьнику получить всю нужную теорию и потренироваться на заданиях образца ФИПИ. До встречи на уроках!
Из чего состоит задание 4
Задание 4 ЕГЭ по литературе — это первое мини-сочинение, которое направлено на анализ отрывка. Оно может принести 4 первичных балла и является одним из самых простых заданий среди развернутых ответов благодаря двум факторам:
- в КИМ всегда есть отрывок из произведения, на который можно опираться;
- согласно последним изменениям экзамена школьники выбирают один из двух предложенных вопросов, 4.1 или 4.2, — вы всегда можете выбрать вариант легче 😉
Как оценивается сочинение
К1 — понимание предложенного текста и привлечение его для аргумантации — 2 балла
Этот критерий есть во всех сочинениях. Чтобы заработать максимальный балл, следует:
- привлекать для анализа важные фрагменты произведения: для этого нужно понимать идею произведения («Что именно хотел сказать автор, какую мысль вкладывал в данную тему?») и соотносить ее с вопросом. Например: если в задании спрашивают про маленького человека, то не стоит описывать его внешность, куда важнее — проанализировать характер, отношение автора;
- правильно аргументировать: есть две ошибки — уход в пересказ и только общие рассуждения без конкретики и аргументации;
- не искажать факты и авторскую позицию: для этого нужно хорошо знать произведение и не писать то, в чем вы не уверены.
Если за К1 ученик получает 0 баллов, работа дальше не оценивается.
К2 — логика, речевые и грамматические нормы — 2 балла
Ваше сочинение не должно содержать повторов, экспрессивно окрашенной лексики, просторечий, логических несостыковок, грамматических ошибок. Лишь за одну ошибку вы можете лишиться балла, а за 2 ошибки одного вида вам поставят 0.
Распространенные ошибки
Вот часто встречающиеся у моих учеников ошибки, которых вы можете избежать:
Искажение авторской позиции
Самая грубая ошибка, которая влияет на К1. Если вы неверно понимаете автора, значит, поверхностно читали или вообще не читали произведение.
Пишите сочинение по произведению, которое читали, и избегайте бездоказательных заявлений. Простая проверка: если вы не можете подобрать аргумент под тезис, значит, пишете что-то не то.
Пересказ вместо анализа
Этим часто грешат школьники, которые не знают, что сказать. Проверяющие читали произведение, и в случае пересказа им придется оценивать не вас, а автора — чего, конечно, никто делать не будет 😞
Пишите ответ по такой формуле: тезис (ваш вывод по сюжету, а не то, что напрямую написано автором) — аргументация (предложение, показывающее, откуда вы взяли этот вывод). Больше одного аргумента на тезис приводить не нужно.
Уход от темы
Это может быть как осознанно, так и неосознанно, в пылу рассуждений. Подчеркивайте в КИМ ключевые слова из задания, чтобы избежать ошибки по невнимательности, проверяйте каждый из двух тезисов на соотношение с темой, пишите введение и заключение, где еще раз указывайте суть вопроса.
Задание 4 ЕГЭ по литературе: алгоритм решения
Посмотрим, какую структуру использовать для ответа, на примере вопроса «Какую роль играет природа в приведенном фрагменте?».
- Введение: переформулируйте вопрос в утверждение.
Например: «В приведенном фрагменте природа играет важную роль» или «В приведенном фрагменте показан образ природы».
- Читайте отрывок и подчеркивайте важные элементы текста, которые помогут ответить на вопрос: чаще это детали, ремарки, диалоги.
- К каждому подчеркнутому элементу задайте вопрос: «О чем свидетельствует выделенная фраза?»
Ответы на эти вопросы — ваши тезисы, то, что вы подчеркнули, — аргументы.
- Запишите основную часть. Для этого выберите два тезиса: один строго по вопросу, второй дополнительный, чтобы еще больше раскрыть данную тему — на основании всего произведения или авторской позиции.
В нашем случае первым тезисом может быть описание образа природы, вторым — для чего автор использует этот образ.
- Сформулируйте заключение — краткий ответ на вопрос «К чему можно прийти на основании всей работы?». Здесь уже не нужны аргументы и рассуждения, просто еще раз покажите проверяющим, что ответили на поставленный вопрос, а не ушли от темы. Заключение фактически дублирует введение.
Например: «Таким образом, природа в произведении Пушкина играет важную роль и помогает раскрытию внутреннего состояния героя».
- Проверьте текст на речевые, логические, грамматические и фактические ошибки.
- Вы великолепны! 😎
Вопрос-ответ
Обязательно ли писать введение и заключение?
Это необязательно, но так вы покажете эксперту привязку к вопросу и избежите ухода от темы. Также это создает приятное впечатление о вашей работе и точно понравится эксперту, чья лояльность может сыграть вам на руку 😏
Сколько предложений нужно написать?
В задании указано 5–10 предложений, но это совет, а не требование. Вам не будут снимать баллы, если напишете больше или меньше. Главное, чтобы вы полно раскрыли тему и при этом не лили воду.
Учитываются ли орфографические и пунктуационные ошибки?
Нет, в этом задании снимают баллы только за речь и логику, а в 2024 году еще и грамматику. Орфография и пунктуация учитывается только в задании 11, большом сочинении. Подробнее о том, как справиться самым сложным заданием экзамена, читайте в моей статье!