Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Комментируем фрагмент текста: как справиться с заданием 4 на ЕГЭ по литературе

05.05.2023 Обновлено 11.03.2024 6700
Галина Загоруйко
Преподаватель литературы, сдала ЕГЭ на 98 баллов и отучилась в РУДН

Задание 4 ЕГЭ по литературе — первое, маленькое, сочинение из многочисленных развернутых ответов экзамена. Оно может принести до 4 баллов и на первый взгляд кажется ученикам легким, но и на нем можно допустить досадные ошибки и потерять баллы. Объясняю, как правильно комментировать фрагмент текста, и делюсь алгоритмом решения задания 4!

В этой статье:

Из чего состоит задание 4Как оценивается сочинениеРаспространенные ошибкиЗадание 4 ЕГЭ по литературе: алгоритм решенияВопрос-ответ

Задание 4 ЕГЭ по литературе

Узнать, как справляться со всеми частями экзамена, разобраться в ловушках ЕГЭ и отработать самые сложные задания — все эти задачи я помогаю решить на курсах подготовки к ЕГЭ MAXIMUM Education. На сайте представлены разные форматы занятий, которые позволят школьнику получить всю нужную теорию и потренироваться на заданиях образца ФИПИ. До встречи на уроках!

Из чего состоит задание 4

Задание 4 ЕГЭ по литературе — это первое мини-сочинение, которое направлено на анализ отрывка. Оно может принести 4 первичных балла и является одним из самых простых заданий среди развернутых ответов благодаря двум факторам: 

  • в КИМ всегда есть отрывок из произведения, на который можно опираться;
  • согласно последним изменениям экзамена школьники выбирают один из двух предложенных вопросов, 4.1 или 4.2, — вы всегда можете выбрать вариант легче 😉
Задание 4 ЕГЭ по литературе
Варианты тем в задании 4 ЕГЭ по литературе. Демоверсия 2024 года

Как оценивается сочинение

К1 — понимание предложенного текста и привлечение его для аргумантации — 2 балла

Этот критерий есть во всех сочинениях. Чтобы заработать максимальный балл, следует:

  • привлекать для анализа важные фрагменты произведения: для этого нужно понимать идею произведения («Что именно хотел сказать автор, какую мысль вкладывал в данную тему?») и соотносить ее с вопросом. Например: если в задании спрашивают про маленького человека, то не стоит описывать его внешность, куда важнее — проанализировать характер, отношение автора;
  • правильно аргументировать: есть две ошибки — уход в пересказ и только общие рассуждения без конкретики и аргументации;
  • не искажать факты и авторскую позицию: для этого нужно хорошо знать произведение и не писать то, в чем вы не уверены. 

Если за К1 ученик получает 0 баллов, работа дальше не оценивается.

К2 — логика, речевые и грамматические нормы — 2 балла

Ваше сочинение не должно содержать повторов, экспрессивно окрашенной лексики, просторечий, логических несостыковок, грамматических ошибок. Лишь за одну ошибку вы можете лишиться балла, а за 2 ошибки одного вида вам поставят 0.

Распространенные ошибки

Вот часто встречающиеся у моих учеников ошибки, которых вы можете избежать:

Искажение авторской позиции

Самая грубая ошибка, которая влияет на К1. Если вы неверно понимаете автора, значит, поверхностно читали или вообще не читали произведение.

Пишите сочинение по произведению, которое читали, и избегайте бездоказательных заявлений. Простая проверка: если вы не можете подобрать аргумент под тезис, значит, пишете что-то не то.

Пересказ вместо анализа

Этим часто грешат школьники, которые не знают, что сказать. Проверяющие читали произведение, и в случае пересказа им придется оценивать не вас, а автора — чего, конечно, никто делать не будет 😞

Пишите ответ по такой формуле: тезис (ваш вывод по сюжету, а не то, что напрямую написано автором) — аргументация (предложение, показывающее, откуда вы взяли этот вывод). Больше одного аргумента на тезис приводить не нужно.

Уход от темы

Это может быть как осознанно, так и неосознанно, в пылу рассуждений. Подчеркивайте в КИМ ключевые слова из задания, чтобы избежать ошибки по невнимательности, проверяйте каждый из двух тезисов на соотношение с темой, пишите введение и заключение, где еще раз указывайте суть вопроса. 

Задание 4 ЕГЭ по литературе: алгоритм решения

Посмотрим, какую структуру использовать для ответа, на примере вопроса «Какую роль играет природа в приведенном фрагменте?».

  1. Введение: переформулируйте вопрос в утверждение. 

Например: «В приведенном фрагменте природа играет важную роль» или «В приведенном фрагменте показан образ природы».

  1. Читайте отрывок и подчеркивайте важные элементы текста, которые помогут ответить на вопрос: чаще это детали, ремарки, диалоги.
  1. К каждому подчеркнутому элементу задайте вопрос: «О чем свидетельствует выделенная фраза?»

Ответы на эти вопросы — ваши тезисы, то, что вы подчеркнули, — аргументы. 

  1. Запишите основную часть. Для этого выберите два тезиса: один строго по вопросу, второй дополнительный, чтобы еще больше раскрыть данную тему — на основании всего произведения или авторской позиции.

В нашем случае первым тезисом может быть описание образа природы, вторым — для чего автор использует этот образ.

  1. Сформулируйте заключение — краткий ответ на вопрос «К чему можно прийти на основании всей работы?». Здесь уже не нужны аргументы и рассуждения, просто еще раз покажите проверяющим, что ответили на поставленный вопрос, а не ушли от темы. Заключение фактически дублирует введение. 

Например: «Таким образом, природа в произведении Пушкина играет важную роль и помогает раскрытию внутреннего состояния героя».

  1. Проверьте текст на речевые, логические, грамматические и фактические ошибки. 
  2. Вы великолепны! 😎 

Вопрос-ответ

Обязательно ли писать введение и заключение?

Это необязательно, но так вы покажете эксперту привязку к вопросу и избежите ухода от темы. Также это создает приятное впечатление о вашей работе и точно понравится эксперту, чья лояльность может сыграть вам на руку 😏

Сколько предложений нужно написать?

В задании указано 5–10 предложений, но это совет, а не требование. Вам не будут снимать баллы, если напишете больше или меньше. Главное, чтобы вы полно раскрыли тему и при этом не лили воду.

Учитываются ли орфографические и пунктуационные ошибки?

Нет, в этом задании снимают баллы только за речь и логику, а в 2024 году еще и грамматику. Орфография и пунктуация учитывается только в задании 11, большом сочинении. Подробнее о том, как справиться самым сложным заданием экзамена, читайте в моей статье!

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments