Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Скука смертная: что делать, если в школе стало скучно

18.09.2024 Обновлено 24.09.2024 93
Александра Грейскоп
Люблю школу и помогаю полюбить ее читателям

Если пролетающие за окном листья стали интереснее темы урока, пора задуматься: почему стало скучно в школе, а главное — что с этим делать. Для тех, кто хочет побороть скуку, нашли 5 нестандартных способов встряхнуть учебную рутину. Делимся идеями, что делать, когда надоела школа.

В этой статье:

Почему неинтересно в школеКак разжечь в себе интерес к учебе: 5 способовЧем могут помочь родителиСтоит ли обращаться к школьному психологу
скучно в школе

Почему неинтересно в школе

Детям скучно в школе не из-за капризов или лени. Часто скуку вызывают объективные причины, которые снижают интерес к учебе: учитель бубнит себе под нос, из интерактивного на уроках — только тетрадь, а темы далеки от жизни школьника. Делимся причинами, когда скука на уроках приходит не просто так.

Клиповое мышление

Голосовые на скорости ×2, сторис по 15 секунд и тик-токи до минуты порождают клиповое мышление. Короткая и яркая подача информации становится привычной, а длинные нединамичные лекции воспринимаются тяжело. В результате уроки в школе по 45 минут кажутся затянутыми.

Телефон всегда под рукой

Привычка проверять телефон каждые пару минут отвлекает. Вдруг друзья написали, новый клип вышел или важную новость запостили — хочется быть начеку. В результате урок от звонка до звонка воспринимается как промежуток между возможностью посидеть в интернете. Скучные уроки в школе становятся мучительными, а попытка достать телефон вызывает конфликт с преподавателем — особенно с 2024/25 учебного года, когда в школах официально запретили мобильники.

Скупая подача учителей

У школьников по шесть уроков в день, а у учителей может быть и восемь, а вечерами они проверяют тетради и готовят самостоятельные. Времени на креативные подходы к урокам не остается, а потому большинство уроков — лекции, которые монотонно читают. 

Ученикам легче запоминать информацию через диалоги, активные задания и игры, а может, и цифровые учебники и интерактивы — не все преподаватели готовы создавать такие занятия. Когда урок идет монотонно, сложно увлечься даже интересной темой.

Тема кажется бесполезной

«Еще один прекрасный день, когда мне не понадобился ни синус, ни косинус» — это выражение уже стало мемом. Пугающая тригонометрия кажется бесполезной, ведь неясно, зачем она нужна кому-то, кроме математиков. Ученики не понимают, как применять знания в реальной жизни, и теряют интерес к предмету. 

На деле все темы полезны, а иногда и интересны. Может, использовать синус напрямую не нужно, но он точно понадобится, чтобы любимая песня дошла до ушей звуковой волной. 

Учеников не вовлекают в процесс

Учитель говорит и говорит — как тут не заскучать? Когда всё сводится к тому, чтобы просто слушать и записывать, легко потерять интерес. Ученикам важно не только получать информацию, но и активно взаимодействовать с материалом: задавать вопросы, спорить, искать решения. Инициативу можно проявлять и самому: поднимать руку, задавать вопрос, начинать дискуссию. Атмосфера урока в руках и преподавателей, и учеников.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Иногда дело не в преподавателях, предметах и материале, а проблемах с вниманием. Учащимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) бывает особенно сложно сосредоточиться на уроках. Этот синдром проявляется в том, что человеку трудно долго удерживать внимание на одной задаче, особенно если она требует монотонных усилий. Например, слушать лекцию или выполнять однообразные задания. Постоянное желание двигаться и отвлекаться, резкие перепады внимания — это основные трудности, с которыми сталкиваются школьники с СДВГ.

Школа с ее жестким расписанием и требованиями к дисциплине не всегда подходит для таких учеников. Они могут быстро терять интерес к уроку, поскольку их мозгу требуется больше новых стимулов, чем другим ученикам. В результате, даже если тема интересная, долгое нахождение в статичном положении и пассивное восприятие информации приводят к скуке.

Каждая из этих причин по-своему мешает сосредоточиться на учебе. Но важно помнить: скука — это сигнал, что что-то в процессе требует изменений, а не повод забросить учебу.

Вдруг дело не в скуке?

Иногда под скукой скрываются глубокие проблемы. Трудно воспринимать урок, если вы испытываете эмоциональный дискомфорт. Например, несправедливое отношение учителя, постоянные конфликты с одноклассниками или напряженная ситуация в семье могут сильно отвлекать от учебы. Вместо того чтобы думать о теме урока, мысли крутятся вокруг этих ситуаций, вызывая ощущение, что урок неинтересен. 

Если вам стало скучно в школе, важно задуматься, не скрывается ли за этим что-то более серьезное. Может, стоит поговорить с учителем, школьным психологом или близкими, чтобы разобраться в причинах состояния.

Как разжечь в себе интерес к учебе: 5 способов

Что делать, если скучно в школе? Мы советуем не забрасывать уроки и домашку, а искать способы разогнать скуку — вот несколько способов сделать учебу интереснее.

Поставьте учебную цель

Когда есть конкретная цель — например, выучиться на журналиста в МГУ, — учеба становится интереснее. Появляется план: сдать русский язык, литературу, обществознание, подготовить портфолио, пройти вступительные. Если разбить большую цель на маленькие шаги, каждый этот шаг будет иметь ценность, а каждый успех вдохновит на дальнейшие усилия.

Читайте интервью с Машей, ученицей MAXIMUM Education, которая поставила перед собой цель сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов и поступить в ВШЭ — и добилась ее.

Изучите программы по обмену

Может, заставляет скучать привычный ритм в родном городе. Тогда можно задумать о программах по обмену — это возможность поучиться в другой стране, познакомиться с новой культурой и завести друзей. Это может стать целью, которая будет мотивировать лучше учиться, изучать языки и видеть ценность в уроках. Например, есть программы в частных школах:

  • Ardingly College в Великобритании;
  • London International Academy в Канаде;
  • Brandenburg International School в Германии.

Превратите учебу в игру

Приложения и сайты с игровыми элементами делают учебу увлекательной. Например, в приложении Finch можно вырастить пингвина, если выполнять задания каждый день. Записывайте домашнее задание или планы на день, выполняйте их и получайте бонусы: костюмы для пингвина или других микропитомцев. Такая геймификация замотивирует поскорее решить все задачи.

Игра Fantasy Hike поможет не отвлекаться во время обучения: за часы без телефона персонаж проходит всё дальше по горам. Это поможет не отлынивать от домашки и смотреть на нее как на путь к цели.

Учитесь с друзьями

Вместе веселее: совместная учеба помогает поддерживать интерес и лучше понимать материал. Устраивайте встречи для обсуждения сложных тем, помогайте друг другу с домашними заданиями — и учеба станет захватывающей.

Попробуйте домашнее обучение

Если классическая школа неинтересна, рассмотрите альтернативные формы обучения. Например, домашнее обучение — оно позволяет гибко организовать время и учиться в удобном темпе. Так учеба становится более персонализированной.

Домашнее обучение есть в Академии MAXIMUM. В него входят общеобразовательная программа, подготовка к экзаменам, помощь при поступлении и не только. Получится и уроки делать в удобном темпе, и настроиться на подготовку в вуз мечты.

Чем могут помочь родители

Когда скука в школе вызвана эмоциональными переживаниями, их стоит обсудить с близкими. Родители — часто самые близкие люди в жизни. Они лучше остальных видят ваши переживания и могут вовремя помочь и подсказать:

  • Дать обратную связь. Родители могут объективно посмотреть на ситуацию со стороны. Возможно, они заметят, что проблема связана с внешними факторами, учителями или одноклассниками, и предложат решение, которое не всегда очевидно школьнику.
  • Помочь в планировании и постановке целей. Родители помогут определить долгосрочные цели: поступление в вуз, участие в олимпиадах или выбор профессии. Вместе с родителями можно разработать пошаговый план, который сделает обучение осмысленным, ведь они сами когда-то были в школе и искали свой путь.
  • Эмоциональная поддержать. Если за скукой скрывается стресс или неудовлетворенность, родители могут оказать эмоциональную поддержку. Они помогут разобрать, что стоит за чувствами, и найти решение.

Родители — те люди, которые хотят видеть своих детей успешными и счастливыми. Попробуйте начать диалог с близкими — возможно, они тоже сталкивались со скукой в школе и знают, что с этим делать. 

Стоит ли обращаться к школьному психологу

Психолог в школе помогает разобраться в причинах дискомфорта и скуки на уроках — будь то проблемы в общении с одноклассниками, стресс из-за успеваемости или даже внутренние конфликты.

Школьный психолог поможет:

  • Определить корень проблемы. Если скука вызвана чем-то большим, чем отсутствие интереса, психолог может выявить скрытые факторы: тревожность, низкую мотивацию или проблемы с самовосприятием. Иногда именно психологические проблемы мешают полноценно участвовать в учебном процессе.
  • Разработать план действий. Психолог поможет выстроить план, как справиться с трудностями: отработать навыки управления временем или методики борьбы с внутренними страхами.
  • Поддержать и сохранить конфиденциальность. Психолог выстраивает доверительные отношения и дает шанс открыто обсудить ваши чувства, если по каким-то причинам не хочется делиться с родителями или друзьями.

Скука — не повод винить себя за лень. Иногда за ней кроется эмоциональное переживание, а иногда — непонимание, зачем вообще нужен предмет. Необязательно искать конкретную причину, прежде чем обратиться за помощью. Достаточно заметить проблему и начать ее решать — и скука станет чуть дальше.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments