Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Чувство самоэффективности: откуда оно берется и как помогает нам в жизни

05.07.2023 Обновлено 09.07.2023 667
Анастасия Матюшина
Выпускница филфака Вышки, профессиональный копирайтер

Лето — лучшее время строить далекоидущие планы. Впереди учебный год с новыми челленджами: к какой олимпиаде готовиться, сколько предметов ОГЭ или ЕГЭ выбрать, на какой вуз замахнуться, в какой город поступать… Но часто из-за страхов и осторожности мы отказываемся от грандиозных целей. Как не затушить свой потенциал, а бросить себе вызов и достичь успеха? Поможет самоэффективность!

В этой статье:

Что такое самоэффективностьКак развить чувство самоэффективностиЗачем школьнику развивать самоэффективность

Самоэффективность

Что такое самоэффективность

В 1980-х годах психолог Альберт Бандура разработал теорию самоэффективности. Ее суть заключается в том, что наша убежденность в своей силе и умениях побуждает к действиям и помогает достигать успехов. Иными словами, всё начинается с веры в себя. Позитивная оценка своих способностей — это фундамент для достижения цели. Благодаря ей мы не боимся проявлять инициативу и готовы упорствовать перед трудностями.

По мнению Бандуры, «социальную смелость» можно и нужно тренировать. Она формируется, когда человек учится позитивно оценивать свои действия и навыки — замечает их, хвалит себя и ставит перед собой новые задачи.

Как развить чувство самоэффективности

Хорошая новость: самоэффективными не рождаются, а становятся. Такие люди, сталкиваясь с трудностями, представляют удачный вариант развития событий. Они не отвлекаются на самоедство, а настраивают себя на успех. Все эти черты можно развить и натренировать — вот четыре способа это сделать.

Опыт мастерства

Наши успехи взращивают в нас устойчивое чувство эффективности, неудачи — подрывают и ослабляют его, особенно на ранних стадиях. Поэтому важно подмечать свои успехи, сильные стороны характера и опираться на них, когда нужно напрячься и преодолеть препятствие. 

Простой пример: сложно с разбегу получить за ЕГЭ 100 баллов. Вполне возможно, что, не зная специфики экзамена, вы напишете первый пробник на невысокий балл. Здесь важно не растеряться, а вспомнить случаи, когда получалось прокачаться и развить свои компетенции, и опереться на релевантный опыт прошлого. Скажем, на сдачу ОГЭ или подготовку к олимпиаде. 

Косвенный опыт

Предположим, ваша цель — занять призовое место на Всероссийской олимпиаде школьников. Сейчас вы в той точке, когда об этом можно разве что мечтать. Еще и окружающие говорят: «Да только силы потеряешь, это нереально!» И здесь на помощь приходит опыт тех, у кого получилось. Эти люди могут стать источником вдохновения, навыков и мотивации. 

Бандура убежден, что наблюдение за усилиями и успехами человека, похожего на нас, повышает веру в собственную эффективность. Поэтому открывайте влог призера ВСоШ на YouTube и вперед, покорять новые вершины!

Социальные убеждения

Среда тоже сильно влияет на нашу самоэффективность. Поощрение со стороны родителей и учителей поможет продолжать занятия и увеличит шансы на успех. Но чтобы родителям, учителям, психологам или даже друзьям удалось вызвать чувство самоэффективности, мало просто похвалы. 

Нужно создавать ситуации, в которых человек добьется успеха, и, наоборот, избегать слишком раннего его столкновения с трудностями, к которым он пока не готов. Например, если вы хотите поддержать лучшего друга на его пути к золотому значку ГТО, предупредите его, что выполнить нормативы без подготовки будет сложно, и предложите вместе записаться в спортзал.

Снижение эмоционального возбуждения

Физическое и эмоциональное состояние влияют на нашу выносливость и упорство. Хорошее настроение повышает эффективность, негативное — снижает. К счастью, в большинстве случаев мы можем влиять на свое настроение. Физическая активность, здоровый сон, распорядок дня, прогулки на свежем воздухе, позитивное общение с близкими — и в результате вы готовы достигать любых целей!

Зачем школьнику развивать самоэффективность

Представим ситуацию от противного. Когда человек ощущает себя беспомощным, неэффективным, склонен верить негативным сценариям и накручивать себя, вокруг него словно сгущаются тучи. Зачем целиться в топовый вуз, если такие высокие баллы набрать нереально? Зачем начинать «олимпийский путь», если до Всероса не дойти, а остальные олимпиады мало котируются? С такими рассуждениями далеко не уйдешь…

Путь самоэффективности принципиально иной: «У меня всё получится. Если не сегодня, то завтра». Люди, которые выбирают думать так, деятели. Это делает их жизнь полнее и счастливее — попробуйте и вы приобщиться к такой философии, для начала хотя бы на лето!

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments