Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Ловушки ЕГЭ-2024 по всем предметам

27.03.2023 Обновлено 19.04.2024 10421
Алина Романова
Эксперт в онлайн-преподавании

Чтобы сдать ЕГЭ на 80+ баллов, недостаточно хорошо знать предмет. Составители экзамена обожают формулировать задания так, чтобы школьники теряли как можно больше баллов по невнимательности. Какие ловушки ЕГЭ бывают и как в них не попасться? Объясняем!

В этой статье:

Ловушки ЕГЭ по обязательным предметам Ловушки ЕГЭ по популярным предметам по выборуЛовушки ЕГЭ по остальным предметам по выбору

ловушки ЕГЭ
Ловушки ЕГЭ-2024 по всем предметам

Ловушки ЕГЭ по обязательным предметам

Русский язык

Задание 4. Орфоэпия

Условие
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. запёртый
  2. завидно
  3. добела
  4. дешевизна
  5. оптовый

Решение
Правильный ответ — 345.

Ловушка
Многие ребята, глядя на это задание, вспоминают правило «на ё всегда падает ударение» и попадаются в ловушку. В слове запертый вообще нет буквы ё, но, так как это задание на орофоэпию, здесь показывают неверный способ произнесения слова. Так что не верьте ударным буквам ё в ЕГЭ! А чтобы выполнить это задание правильно, учите орфоэпические стишки и рифмуйте сложные случаи. Например, завиднообидно, оптовыйфруктовый.

Математика

Задание 3. Теория вероятности

Условие
Завод по производству сумок на каждые 100 качественных сумок производит ровно 12 бракованных. Найдите вероятность того, что случайно выбранная сумка будет бракованная. Ответ округлите до сотых.

Решение
12 бракованных сумок делим на общее количество сумок и округляем до сотых. Получаем ответ 0,11.

Ловушка
Ученикам интуитивно хочется поделить 12 на 100, то есть бракованные на качественные. Получается ответ 0,12, что в корне неверно. В задании на теорию вероятности нужно разделить бракованные сумки на все сумки (бракованные + качественные).

Это далеко не все ловушки ЕГЭ по русскому и математике. Их куда больше, и касаются они всего на свете: формулировок заданий, особенностей внесения ответа в бланк и даже знания критериев оценивания. Хотите справиться с экзаменами на высокий балл? Записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ, и преподаватели MAXIMUM Education научат вас с ходу распознавать все хитрости экзамена!

Ловушки ЕГЭ по популярным предметам по выбору

Обществознание

Задание 5

Условие 
Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. К недостаткам рыночной экономики относится дефицит товаров массового потребления. 
2. Предпринимательская деятельность возможна при любом типе экономической системы. 
3.Отличительным признаком рыночной экономики являются товарно-денежные отношения. 
4. В рыночной экономике гарантируется свобода частной хозяйственной инициативы. 
5. В плановой экономической системе возможен экономический рост.

Решение
1. К недостаткам рыночной экономики относится дефицит товаров массового потребления. Неверно: ловушка-перепутывание — речь идет о недостатке плановой экономики.
2. Предпринимательская деятельность возможна при любом типе экономической системы. Неверно: здесь мы встречаем вторую ловушку задания — слова-знаки.
3. Отличительным признаком рыночной экономики являются товарно-денежные отношения. Неверно: товарно-денежные отношения есть в любой экономической системе, кроме традиционной.
4. В рыночной экономике гарантируется свобода частной хозяйственной инициативы. Подходит, является признаком рыночной системы.
5. В плановой экономической системе возможен экономический рост. Конечно, возможен. Например, можно вспомнить ускоренные темпы развития производства во времена СССР, где господствовала плановая экономика.

Правильный ответ — 45.

Ловушка
Часто в заданиях на анализ суждений встречается перепутывание: первая часть суждения не соответствует второй. Например, начало предложения об одном, а конец — о другом, хотя сами по себе обе части корректны. Поэтому стоит внимательно читать суждения до конца, подчеркивая ключевые слова, чтобы ничего не упустить и не ошибиться. 

Также важно обращать внимание на слова-знаки. Это слова, которые не всегда заметны в потоке предложения, но могут менять смысл высказывания: все, любой, каждый, всегда, никогда, единственный и другие + частица не. С такими словами нужно быть особенно внимательными и проверять, не изменили ли они смысл суждения. 

Информатика

Задание 16

Условие
Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n — натуральное число, задан следующими соотношениями:

F(n) = 1 при n = 1;

F(n) = n ⋅ F(n – 1), если n > 1.

Чему равно значение выражения F(2023) / F(2020)?

Решение
import sys

sys.setrecursionlimit(10000)

def F(n):

    if n == 1:

        return 1

    else:

        return n * F(n — 1) 

print(F(2023) // F(2020))

Ловушка
Ученики чаще всего пишут данный код без первых двух строчек кода. Дело в том, что если их не написать, то программа не заработает, так как происходит слишком много рекурсивных вызовов одной и той же функции. Чтобы снять это ограничение, подключаем библиотеку sys и вызываем метод setrecursionlimit(), позволяющий повысить количество рекурсивных вызовов функции.

Если в последней строчке кода написать / вместо //, программа выведет число 8266912626.0. Если ученик введет его в такой форме в ответ, то потеряет балл. У этого числа нет дробной части, и система ожидает, что ученик введет целое число. А операция / возвращает частное от деления в дробном виде. То есть, если дробной части нет, справа к числу приписывается .0, даже если результат от деления является простым числом. Чтобы отбросить дробную часть от деления и получить только целое число, используем оператор //, то есть целочисленное деление.

Английский язык

Задание 11

Условие
Прочитайте текст и заполните пропуски A–F частями предложений 1–7. Одна из частей в списке 1–7 лишняя. Занесите цифры, обозначающие соответствующие части предложений, в таблицу.

Visiting the Royal Parks

London has a well-deserved reputation as one of the greenest cities in Europe, with a huge number of open spaces across the center of the city. Tourists A _________ can always relax in a lovely, quiet London park.

The Royal Parks, such as St James’s, Green Park, the Regent’s Park, Hyde Park, Richmond, Greenwich, Bushy Park and Kensington Gardens, are beautifully maintained and popular with locals and visitors alike. Many are former hunting estates of English monarchs, preserved as open space B _________. They are ideal places to relax and sunbathe in summer, enjoy gorgeous flower beds in spring C _________. The Royal Parks provide fantastic green routes in London D _________ and through some of the most attractive areas of the capital. Picnics in the parks are also a popular activity especially during the busy summer months. Dogs are welcome in all the Royal Parks, although there are some places E _________. These are clearly indicated within each park and are usually ecologically sensitive sites, children’s play areas, restaurants, cafes and some sports areas. Ground nesting birds are particularly sensitive to disturbance by dogs and people. So, it is necessary to observe the warning signs F _________. In Bushy Park and Richmond Park dogs should be kept away from the deer. The Royal Parks are for everyone to enjoy.

1. that are displayed during the nesting season
2. while the city has grown up around them
3. and admire the changing leaves as autumn arrives
4 where they are not allowed or should be kept on a lead
5. who are tired of the noise, crowds and excitement of sightseeing
6. who does not know the route to the place of destination
7. that take cyclists away from traffic

Решение
A —5. Смысл: по окружению пропуска понимаем, что в нем содержится какая-то дополнительная информация о туристах, так как без пропуска предложение не теряет смысла. Грамматика: tourists перед пропуском может использоваться с местоимением who. Поскольку требуется дополнительная информация, понимаем, что в пропуске будет придаточное предложение. Таких, начинающихся с who, у нас два — 5 и 6. Но нам нужно множественное число, поэтому подходит только вариант 5.

B — 2. Смысл: перед пропуском текст «охотничьи хозяйства сохранены как открытое пространство». Значит, после может быть либо дополнительная информация об открытом пространстве, либо сравнение этого пространства с чем-то. Грамматика: после space может использоваться that / which / where или идти союз для сравнения. Варианты 1, 4, 7 для построения придаточного предложения не подходят грамматически. Вариант 2 с помощью союза while показывает параллельность действия, то есть сравнение, и соответствует синтаксису предложения.

C — 3. Смысл: для завершения предложения не хватает действия, чтобы закончить перечисление того, что можно делать в парках. Грамматика: раз не хватает действия, в пропуске требуется однородное сказуемое с союзом and перед ним, так как перед пропуском нет запятой. Подходит только вариант 3.

D — 7. Смысл: до пропуска упоминается green route, значит, речь в пропуске будет идти про что-то экологичное. Грамматика: стоит обратить внимание на and through some of the most attractive areas после пропуска, поскольку в пропуске потребуется однородное обстоятельство и, возможно, другой предлог направления. Под такое описание подходит вариант 7.

E — 4. Смысл: перед пропуском стоит слово places. Логично предположить, что далее последует пояснение «места, где…». Более того, речь должна идти про собак, поскольку о них говорится в начале предложения. Грамматика: после place может использоваться that / which / where. Могут подойти варианты 1 и 4, но смыслу — только 4, ведь на поводке как раз могут быть собаки.

F —1. Смысл: в предложении перед пропуском говорится про nesting birds, а в предложении с пропуском — про необходимость обращать внимание на знаки, которые, скорее всего, связаны с этими птицами. Поэтому в пропуске должна быть информация об этом. Грамматика: требуется придаточное предложение. Из оставшихся подходит только вариант 1, где используется пассивный залог, верное число и по смыслу говорится о nesting season.

Ловушка
В таких заданиях часто ловят на ошибках по невнимательности. Например, мы понимаем, что в пропуске 1 нужно поставить who. Дальше автоматически выбираем ответ 6, не отмечая, что в нем согласование по единственному числу, а не по множественному, как в главном предложении.

Подобные ошибки школьники чаще всего допускают в самых популярных предметах по выбору, и это стоит им нескольких баллов, которые могут быть решающими при поступлении. Чтобы не кусать локти из-за ошибок по невнимательности, записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ. Преподаватели MAXIMUM Education научат вас обходить все ловушки экзамена!

Ловушки ЕГЭ по остальным предметам по выбору

Физика

Задание 14

Условие
Изначально разряженный конденсатор зарядили до напряжения, допустим, 60 вольт, при этом на нём скопился заряд 30 мкКл. После этого конденсатор отключили от источника, а потом сдвинули его пластины между собой, уменьшив расстояние вдвое. Найти, чему равна энергия конденсатора.

Решение 
Сначала ищем ёмкость конденсатора: q = CU, отсюда C = q/U.

Ищем энергию конденсатора до изменения параметров, подставляя туда C. Формула: E = CU²/2 = qU/2. Получается E = 30 мкКл × 60 В / 2 = 0,9 Дж.

Теперь надо учесть, что емкость конденсатора возросла вдвое.

По формуле E = q²/2C видно, что от этого знаменатель растет в два раза. Выходит, энергия в два раза падает. А значит, вместо 0,9 получится 0,45 Дж.

Ловушка
Ученик знает формулу для энергии: E = CU²/2, вспоминает формулу q = CU, из которой выражает C = q/U и считает. Получается 30 мкКл/60 В = 0,5 мкФ. Ученик также знает, что при сдвиге пластин емкость во столько же раз растет. Соответственно, он подставляет это в CU²/2 и получает 1 × 60²/2 = 1800 мкДж. За такой ответ выйдет 0 баллов, потому что ученик предположил, что напряжение как было 60, так и осталось. Но это не так.

В условии написано, что конденсатор отключили и только потом меняли его размеры. Когда конденсатор отключили, можно пользоваться только одной формулой энергии: E = q²/2C. Она нестандартная, и знают ее далеко не все. А ловушка в том, что заряд на конденсаторе остается постоянным, но этого не говорят явно, а завуалированно пишут «отключили».

Биология

Задание 4

Условие
Скрестили растения чистых линий земляники с красными и белыми цветками (А — красные цветки). Получившихся потомков в F1 скрестили между собой. Определите соотношение потомков по фенотипу во втором (F2) поколении при неполном доминировании признака.
Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Решение
Изначально нам даны чистые линии. Это означает, что родители являются гомозиготами: один по доминантному, другой по рецессивному признаку. Необходимо определить, какие гаметы и потомство в первом поколении может получиться при скрещивании данных чистых линий.

В первом поколении 100% потомства земляники будет с розовыми цветками. Нас спрашивают про соотношение фенотипов во втором поколении потомства. 

Построим решетку Пеннета:

Биология
Ловушки в ЕГЭ по биологии: задание 4

Получается соотношение фенотипов: 1 (красные цветки) : 2 (розовые цветки) : 1 (белые цветки). 

Правильный ответ — 211.

Ловушка
Ученики часто верно решают саму задачу, но неверно записывают ответ: 121 или 112). В задании же сказано записать ответ в порядке убывания — 211.

Химия

Задание 27

Условие
В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2SO2(r) + O2(r) + 198 кДж, выделилось 297 кДж теплоты. Чему равен объем израсходованного оксида серы (IV) (в м3)?

Решение

Ловушки ЕГЭ. Химия
Ловушки в ЕГЭ по химии: задание 27

Ловушка
Ловушка заключается в том, что в условии задания просят дать ответ в метрах кубических, а все расчеты ученики проводят в литрах и часто забывают перевести ответ в нужную единицу.

История

Задания по карте 9–10

Условие
Рассмотрите схему и выполните задание.

История
.Ловушки в ЕГЭ по истории: задания 9–10. Источник: открытый банк заданий ФИПИ

События, обозначенные на схеме стрелками, начались в тысяча девятьсот ____________ году.

Решение
В самом задании содержится подсказка — «тысяча девятьсот». Это значит, что нужная дата в XX веке. К слову, об этом же нам говорит и пояснение в легенде карты: «направление ударов советских войск». Значит, речь идет о событиях, где принимал участие СССР. Из той же легенды понимаем, что есть еще и «войска противника», и «окружение группировок», и «линии фронта» — выходит, это крупный конфликт. Суммируем: крупный конфликт из советской эпохи с протяженной линией фронта и окружениями — это Великая Отечественная война.

Вспоминаем общую хронологию конфликта: немцы нападают с запада на восток и первые два года владеют инициативой. Затем в 1943 происходит перелом, и уже в последние два года советские войска выжимают захватчиков на с востока на запад. Запад — это налево, восток — направо. Куда смотрит большинство стрелок? Верно, налево. Значит мы имеем дело с окончанием войны, когда Красная армия громила германские войска. Но какой это год — 1944 или 1945?

А вот и хитрость. В 1944 году СССР еще освобождал свою территорию, а уже в 1945-м — страны Европы. Смотрим, какие города у нас между стрелок: Бобруйск, Витебск, Пинск, Барановичи, Рига, Брест — это явно не европейские города. Значит, перед нами 1944 год, окончание освобождения территории СССР от врагов. 

Правильный ответ — СОРОКЧЕТВЁРТОМ.

Ловушка
Как правило, в школе не учат работать с картографическим материалом, кроме рисования контурных карт, которое слабо помогает на экзамене. В результате многие ученики отказываются даже пытаться работать с ней. Но задания по карте редко спрашивают дотошные вещи, а больше проверяют, насколько ученик ориентируется в эпохе.

В данном случае есть косвенная подсказка: половина искомой даты написана словами, а потому ответ в виде числа «45» не сработает. Ответ нужно записать именно буквами, а не цифрами — иначе будет форматная ошибка!

Ловушки ЕГЭ по литературе

В литературе осталось 7 всего тестовых заданий после больших изменений в ЕГЭ, явных ловушек в них нет. Однако наибольшую сложность вызывают вопросы на содержание произведения. Составители заданий спросить мельчайшие подробности, которых не встретишь в кратком содержании: имена, фамилии, чины, исторические события.

Особое внимание преподаватели литературы в MAXIMUM Education просят уделить 3-муформатному заданию, поскольку там встречаются произведения из школьной программы, которых нет в кодификаторе.

Также в заданиях на лирику встречаются стихотворения авторов, которых нет в кодификаторе. Поэтому необходимо знать основные мотивы и темы произведений, уметь анализировать тексты и быть готовыми работать с абсолютно новым для вас стихотворением.

В ЕГЭ по этим предметам не только полно ловушек — это в принципе очень сложные экзамены. Поэтому подготовка к ним должна быть тщательной и основательной. На курсах подготовки к ЕГЭ мы подробно разбираем все задания и темы экзамена, прорешиваем разные варианты и обязательно проводим пробные экзамены, чтобы ученики были готовы ко всему. Присоединяйтесь, чтобы разобраться во всех темах и получить высокий балл!

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments